Свою первую группу Стас Намин сколотил ещё подростком — прямо во время обучения в Суворовском училище. Правда, тогда его звали Анастас Микоян. Имя, полученное от деда (члена Политбюро ЦК КПСС) он сохранил — просто сократил до Стаса. А для новой фамилии выбрал имя своей матери — Нами.
Стас Намин в Суворовском Училище.
1964 год.
После училища Стас поступил в Московский институт иностранных языков им. Мориса Тореза, но музицирование не забросил. Именно при институте зародился коллектив, известный в будущем под хипповским названием ЦВЕТЫ. «Моментом истины» для любительской группы стала победа в конкурсе самодеятельной песни. В качестве приза ЦВЕТАМ дали возможность записать собственную пластинку на фирме «Мелодия» (других фирм звукозаписи в СССР, впрочем, и не было).
ЦВЕТЫ в 1972 г.
К началу долгожданной записи состав ЦВЕТОВ выглядел так: Стас Намин (гитара), Александр Лосев (вокал, бас), Юлий Фокин (ударные) и Сергей Дьячков (клавишные). Дело оставалось за репертуаром.
Одну песню — «Не Надо» — написал на стихи Расула Гамзатова Сергей Дьячков, другую — «Есть Глаза у Цветов» — музыканты позаимствовали у именитого композитора Оскара Фельцмана (песня хорошо гармонировала с названием группы). Однако самым большим хитом стала третья…
Случилось так, что Дьячков решил призвать на помощь ЦВЕТАМ своего старого друга — Владимира Семёнова, знакомого по совместной работе в Московском мюзик-холле. Ещё со времён этого сотрудничества в творческих закромах Семёнова лежала песня «Звёздочка Моя Ясная» — проникновенная жалоба о невозможности соединиться с любимым человека.
Владимир Семёнов.
Какие только легенды не ходили потом по поводу адресата этой песни. Одни считали, что она посвящена умершей девушке Семёнова. Другие, что текст посвящён трагическим событиям 1970 года, когда во время вооружённого захвата советского самолёта погибла 19-летняя бортпроводница Надежда Курченко, не дожившая несколько месяцев до свадьбы.
Песни у людей разные,
А моя одна на века.
Звёздочка моя ясная,
Как ты от меня далека.Поздно мы с тобой поняли,
Что вдвоём вдвойне веселей
Даже проплывать по небу,
А не то, что жить на земле.Облако тебя трогает,
Хочет от меня закрыть.
Чистая моя, строгая,
Как же я хочу рядом быть.Знаю, для тебя я не Бог,
Крылья, говорят, не те.
Мне нельзя к тебе на небо
А-а-а прилететь.На самом деле это стихотворение написал не Семёнов, а поэтесса Ольга Фокина. И случилось это аж в 1964 году. Сама Ольга Александровна вспоминала, что специально тексты для песен никогда не писала, поэтому появление музыки на свои стихи всегда считала приятной неожиданностью.
Ольга Фокина.Ольга Фокина:
«Поэт, которого не поют, на мой взгляд, не полноценный. Я очень благодарна и композиторам, и исполнителям, что они не забывают мою «Звёздочку». Меладзе хорош голосом, Гребенщиков поет очень проникновенно, аж за душу берет. Стас Намин – потому что первым был.
…Недавно мой брат прочитал новый сборник и сказал: «У тебя столько песенных стихов. Даже музыку писать не надо. Они сами поются». …Сейчас-то я попривыкла к новым ритмам, а раньше сама напевала эту песню, только чуть помедленнее. Вообще-то я всегда напеваю свои стихи».
Возможно именно поэтому то самое, странное для стиха, «а-а-а» присутствовует и в оригинале поэтессы. Правда, позже Борис Гребенщиков не удержится и в своём кавере на «Звёздочку» дополнит строчку так:
Мне нельзя к тебе на небо
А тебе ко мне прилететь.Правда, и Семёнов внёс свои поправки в оригинальный текст, сократив его на одну строфу. Вот она:
Бродят за тобой тученьки,
Около кружат они.
Протяни ж ко мне лучики!
Ясная моя, протяни!И без того трогательное стихотворение в песне приобрело настоящий трагизм. Красивые, по-русски распевные куплеты, то и дело взрывались жёстким драматическим рок-припевом.
Для придания песне большей атмосферности Семёнов и Дьячков решили пригласили на запись симфонический оркестр и сами продумали оркестровку. Говорят, среди оркестрантов присутствовал впоследствии знаменитый альтист Юрий Башмет.
Жаль только, что студия «Мелодии» «зажала» для музыкантов четырёхдорожечные аппараты, поэтому, по словам Семёнова, группу пришлось писать без наложений — «сплошь и сразу».
Несмотря на то, что Семёнов участвовал в аранжировке музыки и лично играл на гитаре, его везде отметили только, как автора «Звёздочки». Дело в том, что музыкант в то время официально числился в составе группы КОРОБЕЙНИКИ и не хотел обвинений в работе «на стороне».Наибольшие проблемы при записи песни, как ни странно, возникли с вокалистом — Александром Лосевым. Музыканты вспоминали, что свой главный будущий хит Лосев петь, страсть как, не хотел.
Стас Намин:
«В день записи Сашин отец достал ему билет на хоккей СССР-Канада, и Саша сказал, что не может прийти на запись. Но запись отложить было невозможно — я запихнул его в студию насильно. Песня не получалась. Он плакал и уходил. Сделали 30 дублей. Лепили по слову.
На концертах он эту песню пел хуже, чем на пластинке. А запел её лучше, чем на пластинке, только после смерти сына Коли (единственный сын Лосева умер в 1995 году от внезапной остановки сердца — С.К.)».Очевидцы говорили, что после трагедии во время исполнения песни Лосев с трудом сдерживал слёзы. Песня всё-таки обрела реального адресата…
Александр Лосев:
«С возрастом происходит переоценка ценностей, а значит, меняется отношение и к жизни, и к песням. Например, песню 25-летней давности «Звездочка моя ясная» — раньше я пел с одним подтекстом, а сейчас исполняю в память о своем сыне. Необъяснимым образом главная песня в программе стала главной и в жизни».
Группа ЦВЕТЫ, 1972 г.: А. Лосев, С. Дьячков, С. Намин, Ю. Фокин.Но вернёмся в 1973 год, когда в продажу, наконец, поступил миньон с тремя песнями ЦВЕТОВ (понятия «сингл» советская индустрия звукозаписи не знала). Пластиночка имела оглушительный успех и разошлась тиражом в 7 (!) млн. экземпляров. Спустя год не меньшим тиражом был издан ещё один миньон группы с 4-мя новыми песнями — «Честно Говоря», «Ты и Я», «Больше Жизни» и «Колыбельная».
Стас Намин:
«Пластинки наши выпускали на «Мелодии», за тиражи нам, естественно, не платили. «Мелодии» это было крайне выгодно, они на нас заработали миллионы. Песни у нас были никакие не антисоветские, поэтому придраться впрямую было невозможно. Тем более что все, что записано на первых пластинках, это был компромисс и по исполнению, и по выбору репертуара, и по аранжировке. Это было не похоже даже на то, как мы играли на концертах. И вот в таком виде пластинки выходили».Почуяв немалую выгоду от сотрудничества с ЦВЕТАМИ, Московская филармония приняла коллектив на работу. Любители стали профессионалами.
Правда, график концертов оказался настолько плотным, что в 1975 году музыканты устали. Начался конфликт с филармонией, в результате чего из ЦВЕТОВ ушли сначала Намин и Лосев (они решили закончить обучение в ВУЗах), а затем группа и вовсе распалась.
Возродилась она только в 1977 году, но уже под другим названием — ГРУППА СТАСА НАМИНА. Возрождение прошло более, чем успешным. Один из новых хитов — «Старый Рояль» — написал ни кто иной, как Константин Никольский — будущая звезда группы ВОСКРЕСЕНИЕ. Надо сказать, что за долгую карьеру в коллективе Намина переиграло не менее полусотни музыкантов (среди них были, например, такие известные личности, как Алексей Козлов и Игорь Саруханов).
Группа Стаса Намина. 1977 г.: К. Никольский, С. Намин, В. Сахаров, А. Микоян, Ю. Фокин.Не подкачал и автор первого хита группы «Звёздочка Моя Ясная» — Владимир Семёнов. Он подарил ГРУППЕ СТАСА НАМИНА песню «Красные Маки» (не путать с одноименным военно-патриотическим шлягером Юрия Антонова), а также творческую переработку хита группы EAGLES — «Отель Калифорния».
Владимир Семёнов:
«Это было осенью 79 года. Стас пришел на репетицию и принес текст Владимира Харитонова. Прочитал его и сказал: «Мне нужна советская «Отель Калифорния»! Подумайте, пожалуйста!». Мы несколько дней подумали и кое-что придумали…
Но, что интересно, пока не вышла пластинка, «Летний вечер» проходил, что называется, на «три хлопка». Но когда вышла пластинка, и мы поехали с гастролями на юг, то тут уж ажиотаж превзошел все ожидания».Тогда песню исполнял сам автор. Надо сказать, что прямым плагиатом «Отеля» «Летний вечер» не назовёшь, хотя знающие люди узнавали первоисточник сразу.
Близилось время Московской Олимпиады — 1980. На экраны вышел, приуроченный к этому событию, фильм «О, спорт! Ты — мир!», почти всю музыку к которому записала ГРУППА СТАСА НАМИНА.
Группа Стаса Намина. 1980 г.: А. Слизунов, А. Фёдоров, И. Саруханов, С. Намин, В. Живетьев, М. Файнзильберг, В. Васильев.Здесь прозвучал и будущий хит группы — «Богатырская Сила», написанный «мастодонтами» советской эстрады — Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. В аранжировке группы песня обрела разудалую мощь и зазвучала достаточно современно.
Васильев и Лосев. 1981 г.То не грозное небо хмурится,
Не сверкают в степи клинки —
Это батюшки Ильи Муромца
Вышли биться ученики.За победу их ветры молятся,
Ждут их тернии и венцы,
Разгулялися добры молодцы,
Распотешились, молодцы.«Богатырская Сила» вошла в первый лонгплей ГРУППЫ СТАСА НАМИНА «Гимн Солнцу» (1980).
Именно на этой пластинке прорезался композиторский талант самого руководителя. Спустя год Стас Намин напишет хит «Юрмала», который позже станет гимном фестиваля «Новая волна», проводимого в этом латвийском городе.
Композитором наш герой пробудет недолго. Вскоре ему это дело надоело, и Намин решил написать последнюю песню. Ею стала знаменитая «Мы желаем счастья вам». Надо сказать, что эта композиция набила мне оскомину ещё в школе — по-моему, редкий школьный ВИА обошёл её стороной.
Правда, к слушателю песня дошла далеко не сразу. Несмотря на то, что сам Намин позиционировал песню, как «детскую», в первоначальном варианте она звучала слишком жёстко. По мнению, советских худсоветов, разумеется.Композитором наш герой пробудет недолго. Вскоре ему это дело надоело, и Намин решил написать последнюю песню. Ею стала знаменитая «Мы желаем счастья вам». Надо сказать, что эта композиция набила мне оскомину ещё в школе — по-моему, редкий школьный ВИА обошёл её стороной.
Правда, к слушателю песня дошла далеко не сразу. Несмотря на то, что сам Намин позиционировал песню, как «детскую», в первоначальном варианте она звучала слишком жёстко. По мнению, советских худсоветов, разумеется.Стас Намин:
«Соглашаясь на мягкое звучание, мы хитрили и незаметно вставляли элементы рока. Работу цензуры видно на примере песни «Мы желаем счастья вам». Я написал её в 82-м году, и два года её никуда не пускали. А потом я попросил моего друга-музыканта Володю Белоусова, чтобы он сделал аранжировку в советском стиле. Тогда её пропустили, и она стала популярна.
Я её вообще не раскручивал, эту песню. Пели её везде: от Индии и Японии до Америки».
Кстати, об Америке. В 1986 году — с приходом Горбачёва — отношения между СССР и США стали теплеть. Под это дело Стас Намин замутил с американцем Дэвидом Вулкомбом совместный проект — мюзикл «Дитя Мира». Благодаря этому, группе Намина удалось устроить зарубежные гастроли. Вулкомб вместе с С. Рифкиным перевёл «Мы желаем счастья вам» на английский, и песня вслед за группой облетела города США и Канады.
Тем временем Намина всё больше увлекает продюсерская деятельность. В 1987 году он создаёт свой продюсерский центр и выводит на большую орбиту такие группы, как БРИГАДА С, КАЛИНОВ МОСТ и собственное детище — ПАРК ГОРЬКОГО — группу, изначально ориентированную на «экспорт».
К своей же группе интерес Намина угасает, и в 1990 году она прекращает своё существование.Третье возрождение коллектив обрёл в 1999 году — под старым названием ЦВЕТЫ. А в 2010-м ЦВЕТЫ отпраздновали своё 40-летие большим юбилейным концертом, где песня «Мы желаем счастья вам», наконец-то, прозвучала в своей первоначальной рок-аранжировке.
--------------------------------------------------------------------------
ВИДЕО-БОНУС:
Стас Намин и Группа ЦВЕТЫ - 40 лет (Полная версия концерта) - Crocus Hall (Live) 2010
Свежие комментарии