Архив популярной музыки — серия пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1988—1989 годах. Каждый диск представлял собой сборник песен одного из наиболее известных представителей англо-американской поп- и рок-музыки 1950х—1970х годов.
История существования серии
Данная серия начала своё существование с выпуска в 1987 г. менее известной серии «Рок-архив», состоявшей всего из трёх пластинок, которые позже были переизданы как выпуски «Архива популярной музыки» № 8, № 9 и № 7.
«Когда я предложил «Мелодии» эту серию, я думал, что она будет называться «Поп-архив». Именно «поп», а не «рок», потому что я хотел включить в неё и блюз, и ритм-энд-блюз, и кантри, и соул, — словом, всё то, что в Америке называется популярной музыкой. Конечно же, и собственно рок… Однако после многочасовых споров на студии я всё же согласился на «Рок-архив», ибо, на мой взгляд, не в названии дело, пусть называют, как им подсказывает «текущий момент». Главное — содержание пластинок. …Первые три пластинки вышли в свет именно под маркой «Рок-архива»… И вдруг… по непонятным до сих пор для меня причинам было решено изменить название серии и повысить цену на пластинки».
Хотя имя Андрея Гаврилова как автора-составителя указано на каждой пластинке, иногда в качестве автора серии ошибочно называют других людей, связанных с данным направлением в музыке — Дмитрия Ухова (в 1980-е годы он также писал аннотации к пластинкам западных рок-музыкантов, состоя в Художественном совете «Мелодии»), Артемия Троицкого, и др.
В рамках «Архива Популярной Музыки» вышло всего двенадцать выпусков, но статья, сопровождавшая последний из них, позволяет предположить, что в планы издателей входило продолжение серии. Это же подтверждает Андрей Гаврилов в интервью 1989 г.:
«Готовы три диска Элвиса Пресли… Готовы три диска дуэта Саймона и Гарфанкеля… Подписаны к выпуску первая пластинка Джоан Баэз, четвёртая — «Роллинг Стоунз». Сейчас идёт работа над дисками Дженис Джоплин, Сэма Кука, Джими Хендрикса, «Дип Пёрпл», «Лед Зеппелин», «Энималз», Боба Дилана, Донована, «Трефик».
Однако, новых выпусков серии не последовало, хотя тиражи первых двенадцати выпусков допечатывались «Мелодией» и в начале 1990-х годов.
Вопрос авторского права
Существуют противоречивые точки зрения на соблюдение студией «Мелодия» авторских прав при выпуске данной серии. Судя по информации на конвертах и лейблах, лицензии на выпуск музыкального материала не приобретались: на пластинках отсутствовали какие-либо упоминания о правообладателях, при этом некоторые из выпусков сопровождались следующим комментарием о происхождении материала: При составлении пластинки были использованы записи из коллекций (далее идёт перечень фамилий — например, А. Белявцева и М. Гулина), которым Студия выражает благодарность.
Согласно другой точке зрения, в виду того факта, что СССР подписал Женевскую конвенцию по авторскому праву только в 1973 г. (и то лишь частично), «Мелодии», действовавшей в Советском правовом пространстве, формально не требовалось платить за издание материала, записанного до этого временно́го «рубежа».
Значение серии для меломанов в СССР
В СССР доступность записей в жанре «рок» была очень ограниченной: «Мелодия», фирма-монополист, выпускала такой материал как правило в сборниках, среди образцов музыки, мало похожих по характеру и стилю, иногда искажая информацию о названиях или авторстве материала. Тираж этих пластинок чаще всего не был в состоянии удовлетворить спрос на них.
Пятый выпуск из серии «Архив популярной музыки». В основу издания положены композиции группы, выходившие в 1965 и 1966 гг. на синглах и долгоиграющих альбомах. Сборник назван по песне «Леди Джейн», в свою очередь получившей имя от детской повести «Леди Джейн» или «Голубая цапля» Цецилии Джемисон
Массовое распространение рок-музыки осуществлялось подпольным копированием с пластинок, которые в частном порядке привозились с Запада. Музыка переписывалась у знакомых магнитофонным способом, и до большинства слушателей доходила далеко не первая магнитофонная копия. После многократного переписывания качество получаемых записей неизбежно страдало.
На этом фоне серия «Архив популярной музыки» отличалась сравнительно высоким «виниловым» качеством записи (хотя и вызвавшим нарекания со стороны филофонистов, у которых имелись «фирменные» пластинки), и была выпущена достаточно большим тиражом, в связи с чем изданная музыка оказалась доступна массовому покупателю легально и в основном по официальным ценам.
Кроме того, каждая пластинка серии сопровождалась подробной статьёй о творческой истории представленных в данном выпуске музыкантов. Журналы и книги с информацией о рок-музыкантах, ввезённые из-за рубежа или напечатанные способом самиздата, также представляли в СССР редкость, поэтому информация с конвертов данной серии оказались для многих меломанов своеобразным введением в историю рок-музыки.
Свежие комментарии