1960-е
Herbie Hancock - Херби Хэнкок
Разносторонний пианист, прошедший школу Майлса Дэвиса и перенявший у своего наставника искренний интерес ко всему, что происходит вокруг, — в том числе и к актуальной музыке, создаваемой артистами, годящимися ему в сыновья, а потом и во внуки. Это позволило Хэнкоку, признанному одним из главных джазовых пианистов своего поколения после блестящих записей начала-середины 1960-х годов, совершить в начале следующего десятилетия неожиданный скачок в электрический фьюжн — виртуозную преимущественно инструментальную музыку, располагающуюся на пересечении джаза и рока.
Пластинки «Sextant» и «Head Hunters» стали классикой этого направления и ничуть не терялись на фоне работ гениальной фьюжн-молодежи: Чика Кориа или Джо Завинула. В 1980-е Хэнкок решился на еще более смелый эксперимент: применил свой солидный джазовый бэкграунд к синтипопу и электрофанку — этот опыт оказался несколько более противоречивым, но тем не менее принес заслуженному джазмену по меньшей мере один кроссовер-хит «Rockit». Не все записи Херби Хэнкока одинаково хороши — но его невероятная жанровая толерантность, безусловно, достойна восхищения.
Dusty Springfield - Дасти Спрингфилд
Самая популярная английская певица 1960-х, чувствовавшая себя, как и подобает артистам ее уровня, совершенно естественно и органично в самых разных жанрах: от невинной добитловской поп-музыки до электропопа, который Спрингфилд записывала в 1980-е под чутким руководством группы Pet Shop Boys. Впрочем, ее главные успехи пришлись на середину и конец 1960-х, когда Дасти тесно сошлась с американскими хитмейкерами Бертом Бакараком и Хэлом Дэвидом, а также влюбилась в саунд артистов с лейбла Motown и фактически первой пересадила его на британскую почву, дав старт феномену под названием северный соул.
Ее самый знаменитый альбом был записан в Мемфисе, штат Теннесси, на родине классического соула, — Спрингфилд не побоялась сыграть на чужом поле и одержала триумфальную победу, а хитовый трек «Son of a Preacher Man» много лет спустя вошел в саундтрек к «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. Для артиста-долгожителя карьера без единого оглушительного провала — это огромное достижение; высокий стандарт качества певица выдерживала на протяжении четырех десятилетий.
James Brown - Джеймс Браун
«Крестный отец соула», как окрестили его журналисты, и один из самых ярких афроамериканских исполнителей в 1960-е и 1970-е, Джеймс Браун был не столько композитором или автором песен, сколько сгустком сырой энергии — задолго до появления его песен в хит-парадах он прославился как человек, превращающий в сногсшибательное шоу каждый, самый завалящий свой концерт. Эта врожденная брауновская энергетика в какой-то момент проникла и в его записи, во многом благодаря удачно подобранным аккомпаниаторам: в итоге музыка Брауна сначала эволюционировала из коммерческого R’n’B в страстный, прочувствованный соул, а затем, с усилением низкочастотной мощи басов, — в фанк наподобие Sly & The Family Stone. Браун при этом оставался идеальным фронтменом — обладателем луженой глотки, крепчайших связок и харизмы, заполнявшей собой все пространство студии или концертной площадки: в сущности, ему даже не обязательно было петь какой-либо внятный текст — зажигательных выкриков в драматургически оправданные моменты сполна хватало для того, чтобы заражать аудиторию необоримым драйвом. Как и другие герои фанка, Браун пережил второе рождение в эпоху раннего хип-хопа, когда новые властители дум провозгласили его своим кумиром и предшественником.
The Supremes
Главная девичья группа 1960-х, лучше всего демонстрирующая легендарный саунд лейбла Motown : спасибо аранжировкам ансамбля Funk Brothers, таланту сочинительского трио Холланд — Дозье — Холланд, а также обаянию, привлекательной внешности и вокальным данным самих участниц ансамбля (наибольшей известности из них добилась Дайана Росс). The Supremes не совершали стилистических революций, но тем не менее существенно расширили социальный заказ музыки Motown, совершив прорыв из узкоспециальных R’n’B-чартов в общий хит-парад Billboard и даже успешно соперничая в нем с The Beatles и другими героями «британского вторжения». «Черная» музыка, таким образом, доказала свою принципиальную конкурентоспособность в том числе и среди белой аудитории.
Aretha Franklin - Арета Франклин
Первая женщина в Зале славы рок-н-ролла и самопровозглашенная Леди Соул. В конце 1950-х Арета Франклин пела церковные госпелы, потом осторожно попробовала себя в роли салонной поп-дивы, но примерно в 1966 году наконец осознала, какая именно музыка лучше всего соответствует ее характеру и харизме — и выпустила несколько революционных соул-пластинок на лейбле Atlantic. Даже песни чужого — преимущественно мужского — авторства Франклин играючи «присваивала» себе, так что в истории они остались прежде всего в ее неповторимом исполнении (так вышло, например, с композицией «Respect» Отиса Реддинга, превращенной ею в феминистский гимн на все времена). Главное здесь — это именно голос: глубокий, мощный, темпераментный, сокрушающий все на своем пути; впрочем, добрых слов заслуживают и продюсеры с аккомпаниаторами, сумевшие настроиться на нужную волну и обеспечить фантастическому вокалу Франклин подобающий инструментальный антураж.
Свежие комментарии