А В С Т Р И Я
Австрия несколько последних веков считается музыкальным центром мира, а Вену давно уже называют мировой музыкальной столицей.
Современная музыкальная жизнь Австрии опирается на великое немецкое музыкальное наследие. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – титаны старой венской школы заложили венский стиль классики, дав мощный толчок, позволяющий до сих пор развиваться австрийской музыкальной культуре.
За ними последовали такие блестящие ученики и последователи, как Антон Брукнер, Франц Шуберт, Густав Малер, Хуго Вольф. Многие из них долгое время жили и творили в Вене. Моцарта, Гайдна и Бетховена причисляют к венским классикам, поскольку написанные ими вещи не только получили всемирное признание, но и являются непревзойдёнными образцами до сих пор.Старшим по возрасту немецким классиком является Франц Йозеф Гайдн (1732-1809), который заложил основу таких классических жанров, как струнный квартет и симфония. Творческое наследие Гайдна обширно: 24 оперы, 104 симфонии, 6 месс, 3 оратории и огромное число мелких светских и духовных произведений.
Следующим на свет появился гениальный композитор и виртуозный музыкант Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Третий титан венской классической школы Людвиг ван Бетховен (1770-1827) продолжает оставаться одним из самых исполняемых в мире композиторов.
Необходимо упомянуть также имя Франца Шуберта (1797-1828), который также жил в Вене и считается основоположником музыкального романтизма.
В австрийской музыкальной культуре XIX века особое место занимает венский вальс, популярность которому придали два поколения семьи Штраусов. Иоганн Штраус отец (1804-1849) под его рукой вальс приобрёл свои классические черты – лёгкость, беззаботность, изящество.
Иоганн Штраусс сын (1825-1899) стал музыкантом против воли отца, и смог его превзойти как сочинитель и как дирижёр. Венцы именно его прозвали «королём вальса». Меньший вклад в развитие вальса внёс его брат Йозеф Штраусс (1827-1870).В конце XIX века золотой век австрийской музыки продолжил Густав Малер, а с XX века начали творить музыканты новой венской додекафонической школы – Антон Шёнберг и его ученики. Во все времена Вена притягивала к себе иностранных музыкантов.
В народной среде Австрии развивалась своя традиционная музыка. В наше время австрийцы много усилий тратят на её восстановление и новую трактовку.
4 века назад в народе в основном играли на волынке или шарманке, пока в начале XVIII века не появилась скрипка. Когда появились военные оркестры, то предпочтение стали отдавать духовым инструментам. Лишь в XX веке чаще стали играть на цимбалах и аккордеонах.
Особенно прославили австрийцев народные песни в стиле йодль – особое горловое пение, широко применявшееся в Альпах. Переливчатое, словно птичье, звучание голоса просто завораживает. Йодль полюбили не только в Австрии, но и во всём мире.
Но классикой австрийская музыка не стала ограничиваться. Разнообразие жанров современных исполнителей поражает. Многие из них признаются в мире и удостаиваются международных наград:
За 2001 и 2002 годы премию «Amadeus Austrian Music Award» получил DJ Ötzi, как самый успешный австрийский артист на международной сцене.
В 2002 году Амадеус в категории «group pop/rock national» присудили битбоксинг-группе «Bauchklang».
Амадеус в категории «artist pop/rock national» получали Андре Хелле (Andre Heller)р, Райнхард Фендрих (Reinhard Fendrich), Фалько (Falco), Кристина Штюрмер (Kristina Sturmer) и Георг Данцер (Georg Danzer)
Нельзя не упомянуть о Томас Нойвирт (Thomas Neuwirth) более известный под женским альтер-эго Кончи́та Вурст (Conchita Wurst), которая победила на «Евровидении», произведя там настоящий фурор, и подарила Вене право принимать у себя следующий конкурс.
Как видно, австрийская музыка проделала за минувшие столетия впечатляющий путь – от Моцарта до Кончиты Вурст, чем доказала, что ещё не закостенела и способна шагать в ногу со временем.
Свежие комментарии