На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 010 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    но заменить неким  !!!!!!!!!Алла Пугачева гот...
  • Анна Романова
    Можно обойтись без этой тетки? Время ушло, прошлого не вернуть.Алла Пугачева гот...
  • Роман Орманин
    Ээх не на ту лошадь она поставила, за трампусика надо было ей голосовать)))!!!Как Тейлор Свифт ...

Необычные песни: 15 хитов, нарушивших правила аранжировки

Современные популярные песни, авторам которых надоело использовать стандартную схему «куплет-припев-куплет» и размер 4/4.

Пробираясь через историю поп-чартов, можно заметить, что далеко не все продюсеры идут проторенными тропами и работают по одним и тем же лекалам. В каждой эпохе найдется тот, кто готов к экспериментам и не боится отойти от шаблона «куплет-припев-куплет».

Чем дальше движется музыка, тем интереснее становится ее структура.

Найти необычные песни оказалось не легко: в процессе поиска то и дело выпадали композиции The Beatles и Rolling Stones, которые так или иначе выделяются необычным подходом к аранжировке.

 

Underworld — Born Slippy.NUXX

 

Год выпуска: 1996
Первое появление: сингл «Born Slippy.NUXX»
Авторы: Рик Смит, Карл Хайд, Даррен Эмерсон (Rick Smith, Carl Hyde, Darren Emerson)

В 1996 году британский коллектив Underworld выпустил сингл «Born Slippy». Оригинальная запись не привлекла к себе большого внимания, чего не скажешь о другом треке, вошедшим в релиз. B-Side композиция «Born Slippy.NUXX» — совершенно другая песня со схожим названием. Коллектив признавался, что приставка «.NUXX» появилась во время работы в студии: в какой-то момент студийный компьютер начал работать с ошибками, приписав к названию проекта песни «Born Slippy» расширение «.NUXX».

Популярность к композиции пришла после выхода фильма Дэнни Бойла «На игле» (Trainspotting, 1996), в котором композиция сопровождает финальные сцены ленты.

Искаженный вокал Карла Хайда в куплетах звучит против ритма, создавая ощущение речитатива, сопровождаемого мощным монотонным битом.

В треке нет как такового разделения на припевы и куплеты, а бит и звуки синтезатора проходят через всю песню, то обрастая новыми звуками, то становясь более минималистичными в своем звучании.

Самое интересное происходит в конце песни: как только в аранжировке появляются атмосферные пэды, звукоряд попросту заканчивается, оставляя приятные впечатления с небольшой недосказанностью.

 

Katy Perry ft. Juicy J — Dark Horse

 

Год выпуска: 2013
Первое появление: альбом «Prism»
Авторы: Кэти Перри, Джордан Хьюстон, Лукас Готвальд, Сара Хадсон, Макс Мартин, Генри Уолтер (Katy Perry, Jordan Houston, Lucas Gottwald, Sarah Hudson, Max Martin, Henry Walter)

Идеи использованные продюсером в этой песне, стали величайшим трендом поп-музыки 2014 года. Речь идет о песнях с отсутствующими припевами.

В начале композиции нет ничего особенного: куплет на низком бите с использованием одного лупа. На временной отметке в районе 1:00 начинается предприпевная часть, обрастающая синтезаторами, усиленным битом и свипами. Именно здесь и происходит самое интересное. Вместо того, чтобы привести слушателя к ожидаемому припеву, композиция откатывается назад и возвращается к куплету.

Последняя часть «Dark Horse» (чуть далее отметки в 3:00) встречает слушателя эпичным крещендо, приводящим… в окончание композиции. Таким образом, песня несколько раз обнадеживает слушателя скорым появлением припева, которого в «Dark Horse» попросту нет.

Помимо этой песни, похожее аранжировочное решение можно услышать в песне Джейсона Деруло «Wiggle», композиции Арианы Гранде «Focus» и треке Игги Азалия «Black Widow».

 

Nicki Minaj — Anaconda

 

Год выпуска: 2014
Первое появление: альбом «The Pinkprint»
Авторы: Оника Манаж, Джамал Джонс, Джонатан Солон-Майветт, Эрнест Кларк, Маркос Паласьос, Sir Mix-a-Lot (Onika Manage, Jamal Jones, Jonathan Solon-Mivett, Ernest Clarke, Marcos Palacios, Sir Mix-a-Lot)

При прослушивании композиции Ники Минаж создается впечатление, что это не песня, а набор музыкальных зарисовок, дропов и идей. Девушка больше читает, чем поет, а структура самого трека далека от традиционных аранжировок — слишком тяжело определить, где начинаются и заканчиваются разные части «Anaconda».

В основе «Anaconda» лежит музыка из трека «Baby Got Back» в исполнении Sir Mix-a-Lot, что позволяет называть песню Ники своего рода кавер-версией трека Sir Mix-a-Lot.

 

Demi Lovato — Cool For The Summer

 

Год выпуска: 2015
Первое появление: альбом «Confident»
Авторы: Деми Ловато, Саван Котеча, Макс Мартин, Александр Эрик Кронлунд, Али Пайами (Demi Lovato, Savan Kotecha, Max Martin, Alexander Eric Kronlund, Ali Payami)

С точки зрения композиции хит Деми Ловато ничем не выделяется: структура песни стандартна и построена на известной формуле «куплет-припев-куплет». Интерес вызывает неожиданное появление в аранжировке гитары в предприпевной части с последующим за ним проигрышем, построенном на гитарно-синтезаторных партиях.

Песню «Cool For The Summer» написал композитор Саван Котеча, ранее работавший с Бритни Спирс и Арианой Гранде. В одном из интервью Котеча рассказывал, что специально для «Cool For The Summer» он подготовил гитарный проигрыш, которому не находилось места в аранжировке. Композитор не мог решить, куда его лучше поместить: перед припевом или после него. Решение оказалось «на поверхности», и Котеча поместил проигрыш и перед, и после припева.

 

Journey — Don’t Stop Believin’

 

Год выпуска: 1981
Первое появление: альбом «Escape»
Авторы: Джонатан Кейн, Нил Шон, Стив Перри (Jonathan Kane, Neil Shawn, Steve Perry)

Эту рок-классику знает каждый. Несмотря на изученность, стоит посмотреть на песню с точки зрения аранжировки.

Припев песни, состоящий из одной строчки вынесенной в название трека, появится после нескольких куплетов, бриджа и гитарного соло. Таким образом, припев песни начинается на временной отметке в 3:30 — примерно в том месте, где большинство рок-композиций обычно заканчиваются.

Такое неторопливое движение по аранжировке придает «Don’t Stop Believin’» особого шарма. По мере звучания, ожидание кульминационной части трека нарастает все с большей силой, чтобы наконец порадовать слушателей великолепным припевом.

 

DJ Fresh feat. Sian Evans — Louder

 

Год выпуска: 2011
Первое появление: сингл «Louder»
Авторы: Шон Эванс, Дэниел Штейн (Shaun Evans, Daniel Stein)

DJ Fresh — поклонник нестандартных ритмов и аранжировок, а в его творчестве преобладают необычные песни. Для примера послушайте синглы «Make U Bounce» и «Dibby Dibby», в которых хватает интересных решений, синкопированных ходов и ритмических сдвигов.

На первый взгляд перед нами обыкновенный танцевальный трек, но его темп и ритм позволяют говорить о нестандартной структуре композиции. Песня начинается в темпе 140 ударов минуту, а затем теряет в скорости, опустившись до отметки в 70 ударов в минуту. Такой ход создает ощущение, что «Louder» принадлежит к музыке в стиле дабстеп. Тем не менее ближе к концу песня вновь разгоняется, но уже до 170 ударов в минуту (темп DnB).

 

Alanis Morissette — Uninvited

 

Год выпуска: 1998
Первое появление: саундтрек к фильму «Город ангелов»
Автор: Аланис Мориссетт (Alanis Morissette)

Трек Аланис Мориссетт «Uninvited» вошел в саундтрек фильма «Город ангелов» (City of Angels, 1998) с Николасом Кейджем и Николь Кидман в главной роли, получил премию Grammy и стал клубным хитом после выхода ремикса от The Freemasons.

Композиция начинается с простого риффа на фортепиано, а аранжировка развивается неспешно, постепенно обрастая струнными инструментами. Дополняет картину и текст «Uninvited» в стиле «поток сознания», популярном в зарубежной народной музыке (как таковая строфическая форма из разряда «что вижу, то пою».

 

Corona — Rhythm Of The Night

 

Год выпуска: 1993
Первое появление: альбом «Rhythm Of The Night»
Авторы: Франческо Бонтемпи, Аннерли Гордон, Джорджио Спанья, Питер Гленистер, Майк Гаффи (Francesco Bontempi, Annerley Gordon, Giorgio Spagna, Peter Glenister, Mike Guffey)

Эта клубная классика при ближайшем рассмотрении выглядит не так просто, как может показаться изначально.

Самое необычное в «Rhythm Of The Night» — припев, состоящий из квадратов в 5 тактов, а не 4, как это обычно бывает. Такое решение создает немного рваное ощущение при прослушивании припевов.

Также стоит отметить интересный проигрыш в эдакой рейв-стилистике после припева, благодаря которому песня переходит из До минора в До мажор.

 

Prince — When Doves Cry

 

Год выпуска: 1984
Первое появление: альбом «Purple Rain»
Автор: Принс (Prin's)

Закрытость Принса от онлайн-сообщества и строгий запрет на публикации своих песен на YouTube привели к тому, что «When Doves Cry» не так легко найти на просторах Интернета.

Принс умел писать необычные песни, в которых хватало нестандартных решений, идущих в разрез с привычными правилами построения аранжировки. Именно необычный подход к аранжировке и сделал из «When Doves Cry» настоящую классику.

Припев композиции построен на незамысловатом синтезаторном риффе в сопровождении вокала. Помимо этого, в «When Doves Cry» отсутствует басовая линия. По свидетельствам очевидцев, Принс перепробовал множество вариантов баса для «When Doves Cry», но ни один из них не устраивал его. В итоге Принс решил вовсе отказаться от баса в аранжировке.

 

Queen — Bohemian Rhapsody

 

Год выпуска: 1975
Первое появление: альбом «A Night At The Opera»
Автор: Фредди Меркьюри (Freddie Mercury)

Рассматривая необычные песни, нельзя не поговорить о Богемской Рапсодии несравненных Queen. Даже спустя 40 лет ее звучание свежо и интересно, за что стоит поблагодарить композиторский гений Фредди Меркьюри.

«Bohemian Rhapsody» — ярчайший пример игнорирования традиционных и привычных путей создания песни, в котором сплелись элементы оперы, фортепианных баллад и рока. Дополняют песню частые смены ритма, хотя несмотря на это практически вся композиция сыграна в одном темпе: отклонения составляют ±10 ударов в минуту.

 

Jakatta — American Dream

 

Год выпуска: 2001
Первое появление: сингл «American Dream»
Автор: Дейв Ли (Dave Lee)

Американский композитор Томас Ньюман решил построить музыкальное оформление фильма «Красота по-американски» (American Beauty, 1999) вокруг мощных клубных битов и элементов народной музыки. Заглавная тема саундтрека под названием «American Dream» необычна сама по себе: начало и конец композиции написаны в размере 4/4, а средняя часть — 6/4.

Неудивительно, что работа Ньюмана пришлась по вкусу многим диджеям, пожелавшим сделать собственные ремиксы. Одним из самых ярких ремиксов стала композиция Джоуи Негро, известного под псевдонимом Jakatta, который с уважением отнесся к оригинальному материалу. Помимо различных электронных элементов, Негро добавил в аранжировку трека привычный хаус-бит, но сделал это так искусно, что заметить смену размера довольно сложно.

 

 

Lamb — Five

 

Год выпуска: 1999
Первое появление: альбом «Fear of Fours»
Авторы: Энди Барлоу, Луиза Роудс (Andy Barlow, Louise Rhodes)

Необычные песни — ключевая составляющая альбома «Fear of Fours» британского дуэта Lamb. Композиции пластинки содержат множество интересных и необычных моментов, а музыканты не боятся использовать нестандартные размеры.

Композиция «Five» написана в размере 5/8. Хитрость в том, что в аранжировке то и дело появляются дополнительные биты и ударные, создающие ощущение, что песня имеет размер 6/8.

 

Britney Spears — Womanizer

 

Год выпуска: 2008
Первое появление: альбом «Circus»
Авторы: Никешиа Бриско, Рафаэль Никиньеми (Nikesha Briscoe, Rafael Nicename)

Первое прослушивание этого хита Бритни Спирс закономерно вызывает вопрос: «Ну и что здесь необычного?». Тем не менее, «Womanizer» сложнее, чем кажется.

Кажется, что песня написана в размере 4/4, но это в корне неверно. В принципе, сыграть «Womanizer» можно и в этом размере при помощи триолей, секстолей и свинга, но реальный музыкальный размер композиции — 12/8.

Подобный «обманчивый размер» можно услышать и в других песнях: послушайте «Falling» Алиши Киз и «Mans World» Джеймса Брауна.

 

Outkast — Hey Ya!

 

Год выпуска: 2003
Первое появление: альбом «Speakerboxxx/The Love Below»
Автор: Андре 3000 (Andre 3000)

Можно долго спорить о размере «Hey Ya!», так и не придя к общему знаменателю. Обычно споры разделяют меломанов на два противоборствующих лагеря: одни доказывают, что песня написана в размере 11/4, в то время как вторые говорят о 4/4 с добавлением 2 дополнительных тактов.

Как бы то ни было, «Hey Ya!» использует переменный размер: бит песни можно посчитать как «4-4-4-2-4-4», хотя звучание композиции выглядит абсолютно ровным, и ничто не выдает необычный подход к музыкальному размеру. Сглаживает впечатление вокал Андре 3000, двигающийся через песню плавным потоком.

Благодаря этому имеем один из самых «заразных» грувов за всю историю музыки, а композиция отличается приятным и расслабленным звучанием.

 

Chemical Brothers — Galvanize

 

Год выпуска: 2004
Первое появление: альбом «Push The Button»
Авторы: Эд Саймонс, Камаль Фарид, Том Роулендс, Найатэ Аатабу (Ed Simons, Kamaal Fareed, Tom Rowlands, Najate Of Aatabou)

Легко узнаваемый восточный рифф дает старт всей песни в необычном размере 6/4, а затем, к моменту появления вокала Q-Tip, аранжировка возвращается к 4/4.

В припеве песни, когда основный рифф повторяется снова, в структуру трека добавляются два дополнительных такта. За счет аккуратной работы с аранжировкой слушатель не замечает постоянной смены размера (6/4 — 4/4 — 6/4 — 4/4) в те моменты, когда вступление переходит в куплет, а затем в припев.

 

наверх