На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 011 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    но заменить неким  !!!!!!!!!Алла Пугачева гот...
  • Анна Романова
    Можно обойтись без этой тетки? Время ушло, прошлого не вернуть.Алла Пугачева гот...
  • Роман Орманин
    Ээх не на ту лошадь она поставила, за трампусика надо было ей голосовать)))!!!Как Тейлор Свифт ...

История Еврейской музыки

Еврейская музыка — это музыкальное искусство еврейского народа, расселившегося в разных странах и творчество еврейских композиторов, создающих свои произведения на основе еврейской фольклорной музыки.

Есть одна известная хасидская история о мальчике, который не мог ни читать, ни писать. Однажды в Йом-Кипур его отец молился в бет-мидраше великого цадика Баал-Шем-Това, мальчик молиться не умел.

Весь долгий день он провел среди взрослых, которые возносили мольбы к Всевышнему. Пришел час заключительной молитвы Неила. Не в силах сдерживать более душевного волнения, бессловесный мальчик вынул из кармана дудочку и заиграл. Возмущенный отец начал его упрекать, однако, Баал-Шем-Тов его остановил:

Голос дудочки этого ребенка, — сказал он, — поднял к небу наши молитвы. Музыка — это путь к пониманию сокровенных смыслов Торы, и жизнь, и смерть подвластны ее могуществу.

В Библии говорится о еврейских музыкантах! «Хвалите Бога со звуком трубным, хвалите Его во струнах и органе». Или: «Там на ивах повесили мы наши арфы, ибо требовали от нас поработители наши: "Пойте нам песни Сиона!"»

Действительно, еврейский народ жить не может без музыки. Говорят, что если с трапа самолёта сходит еврей без скрипки, значит он пианист.

Мир Музыки довольно трудно передать словами, и все же попробуем поговорить о нем.

Развитие и становление еврейской музыки было обусловлено историческими событиями. Культовая, светская и бытовая музыка формировалась после изгнания еврейского населения из Палестины в 586 году до н. э. вавилонским царем Навуходоносором II. Еврейские диаспоры появились в соседних странах и в Европе.

Условия жизни и быта в местах проживания существенно повлияли на еврейскую музыкальную культуру, которая впитала в себя и ассимилировала музыку многих народов — иранского, арабского, кавказского и народов европейских стран.

Более значительным и глубоким было влияние арабской, а позднее европейской, главным образом немецкой, музыкальной культуры. В свою очередь, элементы еврейской музыки органично вошли в искусство других народов. К примеру, одним из источников византийских церковных песнопений было еврейское синагогальное пение. Свои самобытные черты еврейская музыка сохранила на протяжении тысячелетий благодаря общинной замкнутости, бытовому своеобразию и особенностям религиозно-этического уклада. Так называемые кагалы или еврейские общины существовали в феодальной Европе, были распространены в Польше, появились в западных российских губерниях.

В ходе исторического процесса постоянно происходила ассимиляция еврейской национальности с народами тех стран, где поселились евреи. В средние века сформировались отдельные культурные центры с преобладанием еврейского населения в южной Франции и на юге Германии. Еврейские музыканты, будучи воспитанными в культурных традициях других народов, сыграли свою значительную роль в создании различных национальных культур. Были широко известны и популярны, к примеру, византийский поэт, певец и создатель гимнов Роман Сладкопевец (V-VI вв.), представитель немецкого миннезингерства Зюскинд (XIII в.), французские труверы Бонифас де Нарбона и Матье Еврей, итальянский певец и поэт Саломон Эбрео и многие другие.

Ранняя еврейская музыка, сохранившихся в синагогальных образцах, характеризуется ассиметричностью формы и одноголосием. Она обладает богатой мелодической орнаментикой, насыщена специфической ритмикой, которая несет в себе отголосок речевой интонации. Эти отзвуки, полные напряженной и несколько экстатичной эмоциональности, имеют в истоке устную традицию кантилляции или речитативного исполнения библейских отрывков. Преобладание в еврейских напевах трагической ноты, скорбного колорита и повышенной экспрессивности в большей степени присущи еврейскому мелосу, нежели внешние ладовые черты. Древнейшие напевы строятся на 5-ступенных пентатонных ладах, позднее напевы становятся диатоничными. Хаззанут, одна из частей синагогального богослужения, исполняющаяся кантором в импровизационной манере, уже представляет собой смешение мелодических наслоений различных и влияния культуры соседних народов.

klezm3 (400x510, 33Kb)

В этом отношении примечателен духовный сборник «Псалмы и песнопения еврейские. 33 композиции в 4, 5, 6, 7 и 8 голосов, сочинение Cаломоне Pосси, мантуанского еврея» (Венеция, 1623 г.). Произведения Росси далеко отошли от традиционной древнееврейской культовой музыки. Здесь композитор ввел в синагогальное исполнение полифонический вокальный стиль а капелла. В 1724-1727 гг. итальянский композитор Бендетто Марчелло издает в Венеции сборник основанных на традиционных еврейских культовых напевах псалмов «Поэтически-гармоническое вдохновение». Сборник включает пятьдесят 1- и 8-голосных псалмов с цифрованным басом, эпизодическими соло скрипки и виолончели. Эти сочинения были созданы под непосредственным впечатлением синагогальной музыки, которую Марчелло слышал в Венеции. Сочинения Росси и Марчелло содействовали ассимиляции еврейской культовой музыки на европейской почве. Этот процесс продолжился в XIX в. и получил свое отражение в творчестве З. Зульцера, кантора из Вены, Л. Левандовского, капельмейстера берлинской синагоги, Н. Блюменталя, кантора синагоги в Одессе. Все они стремились трансформировать восточные традиции древней синагогальной музыки в духе современных западноевропейских течений.

klezm8 (631x450, 62Kb)

Особенности еврейского мелоса, получившие выражение в древне-культовых тропах и напевах, проявляются в опосредованном и измененном виде также в еврейской обрядово-бытовой, вокальной и инструментальной музыке. О последней можно сказать, что она формировалась в пределах Российской империи, где осели практически 70% от общего еврейского населения остальных стран, на территории Австро-Венгрии, Галиции, Карпат, районов Польши и Румынии. К жанрам обрядовой и бытовой еврейской музыки относятся скорбные плачи, баллады, застольные, солдатские, рабочие и революционные песни, танцевальные мелодии. В революционных песнях и песнях o войне и солдатчине, которые относятся к более позднему периоду, находят свое выражение социальный протест, антирелигиозные и антивоенные настроения. Музыка, бытовавшая среди евреев, населяющих российские территории, отличается большим своеобразием. Отмечается сильное влияние хасидизма, религиозно-мистического течения иудаизма, сторонники которого были против талмудистов и раввинов. На этой почве появляются особые хасидские мелодии — полусветское, полурелигиозное песнетворчество. Проникновение в народный быт хасидских мелодий оказало большое влияние на формирование еврейской обрядово-бытовой музыки.

В черте оседлости евреев в России выделяется искусство клезмеров — еврейских народных музыкантов-инструменталистов. Они выступали небольшими ансамблями с цимбалами, контрабасом, флейтой или кларнетом на деревенских и городских свадьбах, ярмарках, балах и других праздниках. Такие бродячие ансамбли можно было встретить далеко за пределами компактного проживания евреев. Возглавляли их скрипачи, зачастую весьма одаренные мастера инструментальных импровизаций, а репертуар, как правило, состоял из танцев. Творчество клезмеров воплотило в себе типичные черты бытовой еврейской музыки. Клезмерская музыка являла собой оригинальный музыкальный диалект подобно идиш, еврейскому разговорному языку. В ней переплавились и самобытно претворились украинские, молдавские, польские, немецкие, венгерские и другие влияния. Для клезмерских, преимущественно танцевальных мелодий типичными были симметричность построения и подчеркивание метрических акцентов. Все это достигалось различными способами. Например, группой мелких нот, следующих по одному или другому тетрахорду, дроблением ударных долей на одном звуке, делались скачки на большие интервалы вниз или вверх после затянутой ударной доли. Мелодии характеризовались перенесением увеличенной секунды в другой тетрахорд, изобилием синкоп и таких украшений, как трели даже на увеличенной секунде. Высокоэмоциональное воздействие подобной музыки определялось во многом чрезвычайно экспрессивной и яркой манерой исполнения.

Еврейская музыка исполняется на пуримшпиле — театрализованном музыкальном представлении, зачастую носящем националистический характер. Пуримшпиль известен еще со средних веков, в нем игровые импровизационные элементы сочетаются с обрядовыми песнями, драматическими сценами, а участники выступают в стилизованных масках и играют на различных инструментах. Первоначально исполнителями на пуримшпиле были ученики ешиботов, религиозных школ, позднее среди участников появились представители еврейской бедноты и ремесленников. Постепенно любители начали профессионализироваться. Также популярны были традиционные еврейские танцевальные мелодии фрейлехс, исполнявшиеся в основном на свадьбах. Это целая музыкальная игра, которая состояла из вокально-инструментальных номеров и танцев. Они перемежались разговорными репризами, а в мелодиях сливались песенность и танцевальность.

На Карпатах и в Галиции было широко распространено искусство бадхенов — профессиональных шутов-балагуров и бродерзингеров — народных певцов-забавников. Творчество еврейских народных музыкантов нашло свое выражение в пьесах и опереттах A. Гольдфадена. Он был композитором-мелодистом и драматургом, основателем профессионального еврейского театра. Своеобразие еврейского музыкального фольклора всегда привлекало внимание русских композиторов, таких как М. И. Глинка, М. A. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. A. Римский-Корсаков, A. Н. Серов. Именно они в числе первых сделали художественную обработку еврейского музыкального фольклора и отразили в своих произведениях черты еврейского мелоса.

В конце XIX в. в среде демократической интеллигенции России возникло движение за создание художественных произведений на основе еврейского музыкального фольклора. Собирать и обрабатывать еврейскую музыку начал московский композитор, музыкальный критик и общественный деятель Ю. Д. Энгель, который активно пропагандировал библейские мотивы. В 1894 г. им была написана и поставлена на сцене первая еврейская опера «Эсфирь» на библейскую тему. В 1900 г. на заседании музыкально-этнографической комиссии Энгель сделал доклад о еврейской народной песне и продемонстрировал первые фольклорные записи и обработки. В 1901 г. в Санкт-Петербурге издается сборник «Еврейские народные песни в России». Примерно в эти же годы пишет свои еврейские песни Э. Э. Шкляр, который был учеником Римского-Корсакова, его поддерживал и Балакирев. Чуть позднее, в 1908 г., в Санкт-Петербурге организуется Общество еврейской народной музыки, а в 1913 г. создается его московское отделение. Деятельность общества распространилась и на другие города. До середины 30-x годов двадцатого века общество вело важнейшую работу по собиранию и изучению еврейских народных песен, были опубликованы песенные обработки, демонстрирующие высокую художественную ценность малоизвестной до того еврейской музыки.

Культовые музыканты-евреи

"Настоящий блюз могут играть только негры и евреи", – считал Рэй Чарльз, а Леонид Утесов не без иронии утверждал, что джаз был занесен в Америку одесситами еще в XIX веке. Оба были абсолютно правы.

Писатель Стивен Ли Бибер в своей книге "Хиби-Джиби в CBSB: секретная история еврейского панка" заявляет, что и панк-движение с его дерзостью и цинизмом возникло благодаря особому духу иудаизма. "В панке отражена вся еврейская история: угнетение и нестабильность, бегства и скитания, бесприютность, вечная разделенность, одновременное пребывание внутри и снаружи, сообща и порознь"

Поколение евреев, выросших после Холокоста, искало собственную идентичность и стремилось и создать новую музыку. Подобным образом из социальной отчужденности темнокожего населения Америки возник и хип-хоп.

Факт остается фактом – почти в каждой культовой группе найдется еврей. Вот лишь несколько очевидных примеров: Марти Фридман (Megadeth), Манфред Манн (Manfred Mann), Марк Нопфлер (Dire Straits), Пол Стэнли и Джин Симмонс (Kiss), Пол Саймон (Simon and Garfunkel), Дэвид Ли Рот (Van Halen), Крис Штейн (Blondie), Дэвид Гахан (Depeche Mode), Робби Кригер (The Doors), Питер Грин (Fleetwood Mac).

- Марк Болан (урожденный Марк Фельд) – эксцентричный рок-музыкант и лидер группы T. REX, происходил из простой семьи еврейских рабочих. Хрупкий еврей-бунтарь всегда мечтал выйти за пределы своего обыденного мира и за свои 29 лет прославился ни много ни мало как создатель глэм-рока.

- Лу Рид "Половины современных групп не существовало бы, если бы Лу Рид не взялся за гитару". Так обозначил масштаб личности урожденного Льюиса Аллана Рабиновица его друг и коллега Дэвид Боуи. С этим сложно поспорить – Рида, как и Игги Попа (кстати, тоже еврея – настоящая фамилия – Остингер) называли "крестным отцом панк-рока", пост-панка и нойз-рока.

- Малкольм МакларенНесмотря на типичное шотландское имя, отец британского панк-движения Малкольм Макларен был шотландцем лишь отчасти. В его предках по материнской линии значились евреи-сефарды.Что примечательно, еврей Малкольм Макларен позволял бас-гитаристу Sex Pistols использовать свастику в сценических нарядах.

- Боб Дилан Без преувеличения великий Боб Дилан, второй по значимости после The Beatles исполнитель в истории музыки, – еврей по рождению. Роберт Аллен Циммерман (на иврите его имя звучит как Шабтай Зисл бен Авраам) сменил свою фамилию на Дилан в честь уэльского поэта-бунтаря Дилана Томаса.

- Серж Генсбур (Люсьен Гинсбург) – настоящий культурный герой Франции и культовый шансонье. Его родители евреи-ашкенази Иосиф Гинзбург и Ольга Бессман поселились в Париже в 1919 году, сбежав из Одессы через Стамбул.

- Леонард Коэн корни у патриарха фолк-рока Леонарда Коэна действительно впечатляющие. Он родился в богатой и респектабельной еврейской семье. Его предки – выходцы из Польши и Белоруссии.

Золотой Еврейский фонд СССР

- Марк Бернес ( Марк Нейман) - актер и исполнитель песен , Вениамин Баснер - композитор ,Константин Листов - автор песен , оперет , музыки к спектаклям , Давид Тухманов - композитор , Эдуард Колмановский - композитор , Ежи Петерсбурский - дирежер , композитор , этот список можно долго , долго продолжать ............. И в современном мире музыки в любом жанре много прекрасных и знаменитых композиторов , певцов и исполнителей .

наверх