1968 год . Это было более пятьдесят лет назад. И это был год расцвета рок-н-ролла и неизбежного перехода из количество в качество.
Предпосылки для стилевого и жанрового расслоения появились немного раньше, но именно 1968 год утвердил переход рок-музыки от категории развлечений в категорию искусства.
В список музыкального издания Rolling Stone Топ-500 из 1968 года вошло 23 композиции, в Топ-500 британского издания New Musical Express вошло почти вдвое меньше - 12 композиций, да он и сам по себе всё-таки менее представительный. Не пересекаются в двух изданиях только две композиции. NME решил, что битловский Blackbird и Mrs. Robinson Саймона и Гарфанкла достойны Топ-500, в США были другого мнения. И если по Битлз я ещё со скрипом соглашусь, то с отсутствием очаровательной "Миссис Робинсон" согласиться никак не могу. Но всему своё время, нам таким образом, предстоит вспомнить 25 песен, написанных в 1968 году. Придётся делать несколько статей - пять статей по пять композиций.
Начнём с самых дальних мест, опираясь на список журнала Rolling Stone. На 442 месте забытая уже группа Love с композицией Alone Again Or. Группа Love калифорнийская, само собой психоделическая. Появилась она в 1965 году и лидером её был Артур Ли - "первый чёрный хиппи" и чуть-ли не единственный. Под влиянием современников из The Byrds группа начала с фолк-рока, но потом звук ужесточился.
На 376 месте Топ-500 RS группа Cream, которая в этом же году, к сожалению, распалась. Трио таких отчаянных индивидуальностей, какими были Клэптон, Брюс и Бейкер не смогло долго сосуществовать. На мой взгляд, по отдельности они достигли гораздо меньших успехов, может быть за исключением барабанщика Джинджера Бейкера, который поучаствовал в ряде не очень известных, но крайне интересных проектов. Плотнейший экспрессивный гитарный хард-рок, который группа давала втроём можно считать классикой харда даже не смотря на то, что это вообще самая его заря. В список Топ-500 попала их композиция White Room - один из образцов риффовой структуры.
В Топ-500 вошёл ещё один номер из 1968 года, в котором поучаствовал Клэптон - это While My Guitar Gently Weeps группы Битлз - как известно, автор песни Джордж Харрисон пригласил своего закадычного друга Эрика Клэптона на запись Белого Альбома и тот поучаствовал в нескольких композициях и особенно в харрисоновской - все гитарные соло его. Но эта песня в списках гораздо выше, так что и речь о ней пойдёт в других выпусках. А у нас на очереди ещё один папа хард-рока Джими Хендрикс со своей прекрасной лирической балладой Little Wing. Песня заняла в Топ-500 366 место и числится под лейблом группы The Jimi Hendrix Experience, как и все его лучшие композиции. Это тоже трио, как и Cream и иногда меня занимает вопрос - почему многие рок-трио имеют такой мощный звук - Grand Funk, Nirvana, Cream, группа Джими Хендрикса - вот далеко не полный список рок-трио. Все они играли плотнейший заводной гитарный рок, хотя в упомянутой гитаре Джими скорее один на один со своей гитарой, а песня гениальная, и исполнение гениальное. Так на гитаре не играл никто, она у него плачет, а не играет
На 353 месте ещё одна героиня Вудстока и "Клуба 27" Дженис Джоплин. Правда в Топ-500 она скрывается за группой Big Brother and the Holding Company - группа тоже калифорнийская, но чисто блюзовая. Дженис выступала с ней три года с 1966 по 1968, а на Вудстоке пела уже под другой аккомпанемент. А тогда, в 1968 году, альбом группы под названием Cheap Thrills поднялся до первого места в хит-параде альбомов. Разумеется благодаря участию Джоплин. Честно говоря, мне не очень нравится вокал Дженис, он чрезмерен в интонациях и не очень-то и силён. Но, конечно, легко узнаваем и, конечно, является несомненно блюзовым. Композиция, попавшая в Топ-500 называется Piece of my Heart
На 312 месте мой любимец - крёстный отец соула Джеймс Браун. Более экспрессивного исполнителя популярной музыки ещё поискать. Композиция, которая попала в список называется претенциозно: «Say It Loud – I’m Black and I’m Proud» ("Скажи громко - Я чёрный и горжусь этим"). Браун был совершенно невыдержанной и далёкой от политеса фигурой, тем, наверное, и хорош. Жизненный путь Джеймса является чуть-ли не традиционным для чернокожих исполнителей вплоть до шестидесятых. Родился на юге, нищета в детстве, тюремный срок в юности. Выступать он начал ещё в пятидесятые и был широко известен, но только среди чернокожей публики. Браун хватал все негритянские стили и доводил их чуть не до абсурда на сцене своими эпатажными выступлениями и до минимализма в музыкальной части. Правда и выкладывался он на все сто процентов, так, что порой его уносили со сцены обессиленного. От госпелов стиль трансформировался до агрессивного блюза, соула и фанка. Всё это в будущем послужило основой для хип-хопа и рэпа - зачатки обоих стилей совершенно очевидно видны уже в композициях второй половины шестидесятых
Ну и наконец открывает четвёртую сотню списка песня The Rolling Stones с их классического альбома Beggars Banquet, Эта композиция Street Fighting Man была написана Джаггером под впечатлением от Парижской революции 1968 года и Мик сожалел, что в Лондоне подобные антикапиталистические выступления не происходят. Тогда ещё он был революционером и бунтарём.
На этом первый выпуск про 1968 год заканчиваем, в следующих будут и Битлз, и те же Роллинг Стоунз, и многие другие великие музыканты шестидесятых. В том числе и подзабытые.
До встречи!
Свежие комментарии