1980 - е
Duran Duran
Лидеры неоромантического движения в синтипопе 1980-х — по крайней мере, если ориентироваться на коммерческие показатели. Начинавшие в кильватере диско и постпанка Duran Duran кристаллизовали свое гладкое, полированное электропоп-звучание на хитовом альбоме «Rio», а также научились чрезвычайно эффективно продавать себя и свою эстетику — через стильные костюмы и прически, а еще — яркие видеоклипы, ставшие неотъемлемой частью визуального ряда раннего MTV. После того как стиль «новых романтиков» вышел из моды, ансамбль лишился бешеной популярности, однако не прекратил существование и даже перепридумал свою музыку в 1990-е, эволюционировав в сторону зрелого и неглупого софт-рока.
Run-DMC
Влиятельный нью-йоркский хип-хоп-коллектив, сыгравший важную роль в становлении жанра и улучшении его коммерческих перспектив. Технику ярких, изобретательных, ритмичных речитативов ко второй половине 1980-х уже благополучно освоили их предшественники (например, хип-хоп-пионер Grandmaster Flash), самим же Run-DMC предстояло, во-первых, нащупать для нее подобающе яркое музыкальное сопровождение, а во-вторых, перенести грув и энергетику лучших образцов жанра в формат долгоиграющего альбома — в противовес лаконичным синглам, которыми хип-хоп-артисты предпочитали выстреливать прежде. И то и другое удалось сделать на стилеобразующем диске «Raising Hell», записанном при помощи легендарного продюсера Рика Рубина. Альбом, почти лишенный проходных фрагментов, сочетающий находчивую читку с семплированными хард-роковыми гитарными риффами (один из треков переосмыслял классический хит Aerosmith, что в конечном счете помогло перезапустить и их забуксовавшую карьеру), стал вечнозеленой классикой раннего хип-хопа и предвосхитил следующую волну хип-хоп-революционеров в диапазоне от N. W.A. до Public Enemy.
Public Enemy
Ключевой проект рубежа 1980–90-х, заложивший основы хип-хопа в том виде, в котором мы его знаем и любим. Жесткие и честные тексты, нередко на злободневные социальные темы — их сочинял и исполнял Чак Ди, — разбавленные сюрреалистическими комическими выходами его соратника Флейвора Флэва, и, наконец, невероятно изобретательный аккомпанемент, ушедший максимально далеко от обыкновенной читки под бит: ломаные, сбивчивые ритмы, семплы из позабытых джазовых, фанковых и психоделических пластинок и прочие чудеса музыкального монтажа, тем более невероятные, что техника конца 1980-х не позволяла создавать коллажи из обрывков чужого материала с той легкостью, с которой это можно делать в современных компьютерных программах. Public Enemy были одними из первых, кто одинаково талантливо и убедительно работал и с формой, и с содержанием своих треков, и, хотя золотой век ансамбля продлился всего несколько лет, влияние их классических пластинок на поп-музыку 1990-х и 2000-х было поистине огромным. Оно простирается в том числе и за пределы хип-хопа, охватывая, например, рок-музыку: творчеству Public Enemy были многим обязаны такие артисты, как, например, Rage Against the Machine.
Beastie Boys
Первые коммерчески и творчески состоятельные белые рэперы, доказавшие, что хип-хоп не является прерогативой темнокожих музыкантов. Бывшие панки Beastie Boys перенесли в пространство хип-хопа то захватывающее ощущение вседозволенности, которое отличало лучшие панк- и постпанк-пластинки 1980-х, — обычно его характеризуют термином DIY (сокращенное do it yourself, «сделай сам»). Неудивительно, что их гениальные альбомы второй половины десятилетия категорически не похожи друг на друга — на каждом Beastie Boys пускаются в новый волнующий эксперимент. Сначала — «Licensed to Ill» с семплами из Led Zeppelin и Black Sabbath, созданный под чутким руководством продюсера Рика Рубина, яркая иллюстрация симбиоза рэпа и рок-музыки, полная остроумных, язвительных речитативов и смелых продюсерских находок. Затем — грандиозное коллажное звуковое полотно «Paul’s Boutique», аналогов которому почти нет и, видимо, уже не будет создано — хотя бы в силу того, что на тот момент еще не вступило в силу законодательство об обязательном «очищении» семплов и Beastie Boys могли бесплатно заимствовать любое количество фрагментов чужой музыки и причудливо комбинировать их в своих записях (теперь в таких ситуациях необходимо получить разрешение на использование каждого отрывка у правообладателей). Наконец, стилистически неопределенные альбомы первой половины 1990-х, в значительной степени сыгранные на живых инструментах, — хип-хоп в них используется всего лишь как одна из граней пестрого, трудно поддающегося классификации саунда. Словом, по изобретательности и непредсказуемости Beastie Boys в раннем хип‑хопе не было равных — возможно, это и предопределило их невиданное по меркам жанра творческое долголетие: группа продолжала функционировать вплоть до 2010-х годов, когда от рака умер один из ее ключевых участников Адам Яух, известный под псевдонимом MCA.
N.W.A.
Пионеры гангста-рэпа, проект N.W.A. позаимствовал яркий, максималистский подход к продакшену , свойственный Public Enemy, однако заменил их кусачие социально мотивированные филиппики на тексты, воспевающие уличную жизнь во всей ее неприглядной выразительности. Хип-хоп-штампы о тяжелых золотых цепях, дорогих автомобилях, доступных женщинах и чудесном умении избежать пули в лоб происходят именно отсюда: «прямиком из Комптона» , straight outta Compton, как N.W.A. озаглавили свой ключевой альбом. Изи-И и Айс Кьюб, главные поэты в группе, не делали уступок поборникам традиционной морали в искусстве — их рифмованные куплеты были правдивым, неприукрашенным снимком низовой жизни пригородов и спальных районов мегаполисов с ее местами неприятной, а местами и попросту страшноватой фактурой; читались они, разумеется, на подлинном и достоверном уличном жаргоне. За музыкальное сопровождение тем временем отвечал гениальный продюсер Доктор Дре, большой почитатель фанка 1970-х, ставший для хип-хопа тем же, чем, скажем, Найл Роджерс из Chic был для диско-музыки, а Брайан Ино — для стадионного рока, — изобретателем узнаваемого звучания и примером для подражания на долгие годы вперед. Срок жизни ансамбля N.W.A. оказался совсем невелик, но для Дре и Айс Кьюба деятельность в составе проекта стала лишь отправной точкой для славных сольных карьер.
Свежие комментарии