1990- е
Current 93
Осколок британского индастриал-андеграунда 1980-х, проект Current 93 — не столько группа с четким составом, сколько певец, композитор, философ и мистик Дэвид Тибет плюс те, кого он привлекает к записям пластинок. С восьмидесятническим подпольем Current 93 были связаны и инструментально — через использование необычных для поп-музыки источников звука вроде магнитофонных лент — и особенно идеологически — через интерес к сфере оккультного. Однако свое характерное звучание Тибет выработал уже в 1990-е, на таких альбомах, как «Thunder Perfect Mind» и «All the Pretty Little Horses», когда его поиски сместились в сторону фолк-музыки, и свои шаманские камлания он стал осуществлять под тихий полуакустический саундтрек. Так было положено начало неофолку и дарк-фолку — музыкальным жанрам, которые затронули мейнстрим лишь по касательной, но в андеграунде следующих десятилетий заняли довольно заметное место.
Elliott Smith - Эллиотт Смит
Американский бард, известный широкой аудитории прежде всего по песням из популярных фильмов —«Miss Misery» звучала в «Умнице Уилле Хантинге» Гаса ван Сента, а «Needle in the Hay» озвучивала сцену самоубийства в «Семейке Тенненбаум» Уэса Андерсона. Последнее, увы, оказалось своего рода пророчеством — Смит по собственной воле расстался с жизнью в 34 года, успев выпустить всего пять сольных альбомов (шестой был издан посмертно). Музыка на них — возможно, самое яркое, что было сказано на рубеже 1990–2000-х в старом как мир формате «песни под гитару»: цепкие, запоминающиеся мелодии, честные и пронзительные тексты о депрессии и прочих демонах, с которыми Смит с переменным успехом сражался всю свою недолгую жизнь, спетые обычным, повседневным, лишенным какой-либо студийной обработки голосом — и потому бьющие в цель еще точнее и сильнее. Ранние записи артиста практически целиком выполнены в акустике, а несколько последних сыграны с полноценным аккомпанирующим составом и потому ближе к инди-року, чем к бардовской песне.
Beck
Музыкант, которого небезосновательно сравнивали с Дэвидом Боуи — за стилистическую всеядность и легкость, с которой он брался за что-то новое почти на каждой своей пластинке, причем, как правило, с впечатляющими результатами. Основные точки опоры Бека — это, с одной стороны, акустический фолк, блюз и все остальное, что объединяется словосочетанием «песни под гитару», и, с другой стороны, фанк и хип-хоп; если кому-то кажется, что жанры плохо сочетаются, эти сомнения играючи развеивает первый же хит артиста, композиция «Loser». Между разными, существенно удаленными друг от друга музыкальными пространствами Бек маневрирует с такой же натуральной грациозностью, что и между разными эмоциональными состояниями: в его песнях поровну постмодернистской иронии и самых искренних чувств — любви, грусти, растерянности, эйфории. Пожалуй, главное в нем даже не сочинительский талант (хотя им Бек, мягко говоря, не обделен), а то, как просто и естественно выглядят в его исполнении самые диковинные эксперименты. Поза Бека — это отсутствие какой-либо позы, чем он и замечателен.
Radiohead
Группа, которую называли «новыми The Beatles», имея в виду не только резонанс (а Radiohead в самом деле по сей день считаются главными людьми в пространстве музыки с условной приставкой «рок»), но и уровень таланта и, главное, способность к эволюции. В самом деле, подобно «Битлам» и в отличие от подавляющего большинства прочих рок-групп, Radiohead двигались от простого к сложному: например, от вполне рядового звучания своего первого альбома «Pablo Honey» к всеохватности диска «OK Computer», вобравшего в себя разом масштабные динамические контрасты Pink Floyd, стадионные амбиции U2, программированный бит в духе артистов c лейбла Warp (см. Aphex Twin), эпический размах прогрессив-рока и рефлексивную искренность независимой музыки в диапазоне от панка до бардовской песни. В сущности, на «OK Computer» Radiohead фактически сформулировали новый сложносочиненный музыкальный язык, плоть от плоти «всеядных» 1990-х. Однако на этом они не остановились и вступили в новое тысячелетие, в очередной раз изменившись: если «OK Computer» подытоживал предыдущую декаду, то альбом «Kid A», на котором музыканты нырнули с головой в ультрасовременную электронику, найдя способ подружить ее с песенными формами, возвещал наступление новой. С тех пор группа не оглядывалась назад и даже на долгое время отказалась от исполнения на концертах своего самого массового раннего хита «Creep». Редкое достижение: на третьем десятке своего существования Radiohead остаются в полном смысле слова современной группой.
Nine Inch Nails
Многие музыкальные жанры, ранее существовавшие в глубоком андеграунде, в 1990-е прорвались в мейнстрим; в индастриале за этот процесс отвечал главным образом американец Трент Резнор и его проект Nine Inch Nails. Поставив резкий гитарный скрежет и жесткий электронный бит на службу поп-песням с вполне различимыми — местами очень яркими и запоминающимися — мелодиями, а затем снабдив их к тому же пронзительными страдальческими текстами, Резнор удовлетворил запросы как почитателей альтернативного рока, так и поклонников мрачных разновидностей электропопа. И если композиции с дебютного альбома Nine Inch Nails «Pretty Hate Machine» еще звучали местами как утяжеленные Depeche Mode, то начиная со второго диска, «The Downward Spiral», проект выработал весьма оригинальный стиль, который затем принялись в массовом порядке имитировать группы меньшего пошиба. Попутно с выпуском масштабных концептуальных альбомов Резнор протежировал Мэрилину Мэнсону, записывал саундтреки к фильмам Дэвида Линча и Дэвида Финчера и всячески культивировал репутацию сумрачного гения американской музыки — каковым, пожалуй, и являлся, пусть даже творческих высот начала 1990-х ему вновь достичь не удалось.
Свежие комментарии