Продолжение истории :
1975
Queen выпускают сингл «Bohemian Rhapsody», ставший историческим. Во-первых, никто и представить не мог, что можно так органично и вдохновенно смешивать рок и оперу. Во-вторых, на эту песню был снят первый видеоклип. И в-третьих, возвращение «Рапсодии» на вершину хит-парада в гранжевом 91-м было уж совсем невероятным.
1976
Английский олигарх от шоу-бизнеса Боб Сарджент, предлагает Леннону, МакКартни, Харрисону и Старру £30 000 000 за совместное выступление под маркой The Beatles. Такое «ожирение» классического рока не могло закончиться для него ничем хорошим. И не закончилось: грянуло «лето панка», и новые кумиры поколения — исколотые булавками Sex Pistols, ряженные под вампиров The Damned и сумрачные готы Siouxsie and The Banshees — принялись с энтузиазмом скидывать с корабля современности прежнюю рок-музыку. Во многом она это заслужила.

1977
Ничто так не поспособствовало лету панк-ненависти, как 25-летний юбилей воцарения Королевы Елизаветы. Sex Pistols отправились в круиз по Темзе и салютовали Букингемскому дворцу, словно драная команда пиратского судна. Тем временем рок-н-ролльщики оплакивали кончину Короля — Elvis is Dead! Смерть первого рокера в год панка была более чем символичной.
1978
Классический панк-беспредел длился от силы год. Вскоре панки научились играть разную музыку: так, веселые лондонские оболтусы Madness, Specials и Bad Manners адаптировали ямайский стиль ска, а квартет буйных юнцов The Clash и троица немолодых виртуозов The Police объединили регги и панк. Вскоре любое эклектичное слияние постпанк-стилей будут называть новой волной.

1979
Сам Джонни Роттен, ныне Джон Лайдон, с помощью великого басиста Джа Уоббла скрещивает рок с дабом (Public Image Ltd., «Metal Box»). Тем временем от передоза умирает Сид Вишес — панк-поколение обретает live-fast-die-young-идола. Умение играть — ничто, имидж — все. Заповедь Вишеса и поныне претворяют в жизнь бесконечные одноразовые рок-группы с односложными названиями.

1980
Наступление десятилетия совпало с воцарением в США республиканцев во главе с Рейганом. Рок- сообщество протестует очередной обоймой смертей (см. 1970 год): барабанщик Led Zeppelin Джон Бонэм и вокалист AC/DC Бон Скотт умирают от пьянства, Леннона убивает фэн-маньяк Чэпмен, а вокалист Joy Division Иен Кертис вешается.

1981
Год воцарения «новой волны» в чартах. Усилия Kraftwerk на синти-почве не прошли зря: Culture Club, Ultravox и Depeche Mode правят бал. Многоступенчатый проект ирландцев Virgin Prunes «New Form of Beauty»: рождение панк-авангарда. Soft Cell выпускают «Tainted Love»: начало гей-электро.
1982
Тем временем рок-Америка готовится к своему великому прорыву, который произойдет на заре следующего десятилетия: Нил Янг, вечный бунтарь и политскандалист, выпускает альбом 'Trans', считающийся предтечей гранжа. На его концертах отрываются юные Кобейн и Веддер.

80-е вместе с гонкой вооружений наращивали тотальную рок-гигантоманию: главной целью поп-музыки (и Голливуда) стало продать как можно больше и как можно дороже. Тут вовремя подоспел 'Thriller' Майкла Джексона, установивший новые стандарты тиражей. Одновременно выходят 'Kill ‘Em All' Metallica и 'Shout at the Devil' Motley Crue — 80-е были еще и эрой трэш- и hair-метала.

1984
Оруэлловский год стал годом очищения и точкой отсчета в развитии альтернативного рока. Выходят альбомы, в которых произошло алхимическое превращение постпанка в то, что потом назвали альтернативой. В Англии дебютирует манчестерский квартет The Smiths — смесь интеллектуального самоедства Моррисси и рокабилльных гитарных конструкций Джонни Марра навсегда изменит ландшафт британского рока. В США выходит диск REM'Reckoning', краеугольный камень альтернативы. 90-е начались здесь.

1985
Триумф гигантомании 80-х: организованный Бобом Гелдофом благотворительный фестиваль Live Aid в помощь голодающей Эфиопии собрал $150 000 000 и стал самым крупным живым рок-концертом в истории. Невероятный кульбит совершил Фил Коллинз, выступивший в течение дня на обеих площадках Live Aid — стадионах «Уэмбли» в Лондоне и JFK в Филадельфии, куда он успел долететь на самолете по ходу концерта. Героями фестиваля стали U2, МакКартни и Queen, выступившие, по общему мнению, лучше всех. Live Aid стал образцом для всех последующих благотворительных солянок; его полная DVD-версия вышла в конце 2004-го.
1986
Еще одно великое событие: нью-йоркское рэп-трио Run-DMC отправляется в сенсационное турне с Aerosmith, походя изобретая рэп-рок. Их заслуги оспаривает другое рэп-трио — манхэттенские подростки Beastie Boys, выпустившие в том же году угарный party-хит «No Sleep Till Brooklyn».

1987
Выходит эпохальная пластинка U2 'Joshua Tree', по сути превратившая ирландский квартет в главную рок-группу мира. Все пять песен с первой стороны пластинки стали хитами, а сам альбом стал платиновым (что означает миллион проданных копий) за 28 часов (!!!). То была поворотная точка — после эпохи маньеризма и постмодернистских стилистических игр в рок вернулась честность высказывания и искренняя озабоченность социально-политическими проблемами.

1988
Самая невероятная история рок-успеха 80-х — The Cure. Человек-гнездо Роберт Смит и его занудная разновидность поп-готики стали универсальным брендом, оказавшим гигантское влияние на рок 1990-х — 2000-х прежде всего в Америке. В 1987-1989 гг. они выпустили семь Тор5-синглов (!).

1989
На самом деле 90-е начались, конечно, здесь. Выходит 'Pretty Hate Machine', дебют американской группы Nine Inch Nails — проекта гения индастриал-рока Трента Резнора. Музыка NIN — коктейль безысходности готики, тинейдж-страхов гранжа и бескомпромиссной экспрессии индастриала — стала откровением. 90-е будут мрачным десятилетием рок-депрессий.

1990
Тем временем рок и хип-хоп, так подружившиеся в композиции Run-DMC и Aerosmith «Walk This Way», начинают обмен идеями и кадрами. Композиция Ваниллы Айса «Ice Ice Baby», закрученная вокруг басовой партии Джона Дикона из дуэта Queen и Боуи «Under Pressure», становится суперхитом. Паразитирование на мелодических и инструментальных достижениях рока — основной modus vivendi хип-хопа 90-х.
1991
И вот он, год нулевой гранжа — стиля, вставившего очередную клизму в разжиревшую задницу рока. Его приход стал реакцией на захирение рок-музыки в 80-е, точно так же как панк-революция 70-х была реакцией на монаршье обжорство рока 70-х. 'Nevermind' сбросил с первого места биллбордовского чарта блокбастер Майкла Джексона 'Dangerous' — трудно представить более символическую картину смены эпох.

1992
Родина панка в стороне не осталась, тем более что именно Англии принадлежит честь быть первооткрывательницей сиэтльского трио. Там мощный пример гранж-суицидального серьеза в отношении к року продемонстрировал басист Manic Street Preachers Ричи Джеймс. Когда журналист во время интервью обвинил группу в подражании столпам рока, Ричи выхватил бритву и вырезал у себя на руке 4REAL — мол, мы настоящие.

Расцвет гранжа — выход 'In Utero' Nirvana, 'Vs.' Pearl Jam, 'Dirt' Alice In Chains и других великих гранж-альбомов — совпадает с расцветом брит-попа в Англии. Ничего удивительного, оба стиля были попыткой возродить истинные рок-ценности после разгула софт-рока и подъема техно. Появление дебютника Suede, второго альбома Blur и (на следующий год) первого лонгплея от Oasis.
1994
Гранж закончился так же внезапно, как и начался, — 5 апреля Курт Кобейн покончил с собой. Гранж умер, миллионы фэнов в слезах. Что не мешает его вдове Кортни Лав отправиться в турне со своей группой Hole.

Свежие комментарии