Наконец в этом выпуске мы добрались до самой верхушки обоих списков - американского Rolling Stone и британского New Musical Express. 1967 год был настолько богат на хиты, что потребовалось написать четыре статьи, чтобы охватить весь спектр.
Начнём с места 57 Топ-500 журнала Rolling Stone, на котором находится мой любимый Procol Harum со всемирно известной композицией A Whiter Shade of Pale. К сожалению в списке больше песен от Procol Harum нет и я это объясняю некоторым популизмом издания. Номинант - песня безусловно отличная и самая известная у группы, но у группы есть масса композиций ничуть не хуже, та же Pandora's Box. А Whiter Shade of Pale довольно сильно запилили уже по всем возможным каналам и прелесть её для меня пропала. Но это не повод не вспомнить эту композицию, родившуюся у Гэри Брукера в момент озарения, видимо. Мелодия основана на компиляции из разных произведений Иоганна Себастьяна Баха, как многие считают, тем не менее никакого прямого заимствования нет. Помимо Брукера в создании песни поучаствовал Мэтью Фишер, который и играл на органе Хэммонда в композиции, но право называться автором он отсудил только в 2009 году. А вообще это был дебютный сингл группы, причём последующее творчество, на мой взгляд, проходило у них в несколько другом музыкальном русле.
На 35 месте (в британском списке на 199) неподражаемые The Doors тоже с одним из своих дебютов - с композицией Light My Fire. Вообще история гласит, что основным автором композиции был гитарист группы Робби Кригер. В этой песне ключевую роль опять играет орган Рэя Манзарека и вроде бы вступительный органный проигрыш сочинил он. Что касается Моррисона, то ему принадлежит текст и то не весь. В целом авторами записана вся группа, как у The Doors было принято. С композицией связан ряд скандальных историй - на телешоу Салливана ведущий просил изменить сомнительный текст в одном из куплетов - Джим пообещал, да не выполнил обещания.
Вообще говоря, песня была написана не в 1967 году, а годом ранее. Просто дебютный альбом с этой композицией вышел в январе 1967, а сингл в апреле. Песня является знаковой ещё и потому, что была последней песней, которую группа исполнила со сцены. Это произошло в декабре 1970 года, а через полгода Моррисон скончался в Париже.
Ну и куда же без The Beatles, которые в этом году выпустили свой альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Одна из песен с альбома уже была в предыдущих выпусках, это With a Little Help from My Friends с 311 места. Остальные песни, попавшие в списки в количестве аж пяти номеров - это композиции с синглов группы. 1967 год без сомнения самый плодотворный для группы год. И вот наконец самая лучшая песня, которую Битлз записали в 1967 году по мнению журналистов это A Day in the Life, попавшая на 28 место Топ-500 Rolling Stone (в NME она ещё выше. на 17 месте и это лучшая песня года по версии британцев). Эта композиция по праву носит авторство Леннон/Маккартни, поскольку состоит из двух мелодических частей - первая и третья написана Джоном, вторая написана Полом. Также приложил руку и продюсер Мартин, который придумал заключительный пассаж в 24 такта свободной формы, исполненный симфоническим оркестром из сорока инструментов. Завершается композиция мощным аккордом в десять рук на трёх фортепиано и фисгармонии, эхо от которого звучит добрую минуту. Песня, на мой взгляд, действительно выдающаяся, поскольку вместила в себя целую палитру жанров и переполнена настоящим драматизмом.
На 17 месте в Топ-500 RS (159 место по версии NME) незабываемый Джими Хендрикс, который только-только выпустил дебютный альбом в 1967 году. На этот раз в списке его Purple Haze с знаменитым риффом. В Британии, на которую Хендрикс прежде всего ориентировался, песня на дебютном альбоме не выходила, а вышла синглом. В США песня открывала дебютный альбом трио The Jimi Hendrix Experience под названием Are You Experied? Надо сказать современники не очень-то были и готовы к тому урагану. который предлагало трио. В Британии сингл поднялся только до третьего места на короткий промежуток, а в США песня прошла вообще не замеченной, еле-еле войдя в сотню. И лишь через много лет песня была признана лучшей у Джими (по версии опять же журналистов) и попала на очень почётное 17 место списка столетия. Тут, конечно, Джими показывает практически весь свой арсенал новаторских приёмов игры на гитаре, которым он ошеломил публику в своё время - арпеджио вперемешку с аккордами, продолжительные пассажи - собственно всю музыкальную основу в трио создаёт именно его гитара.
Ну и наконец самой лучшей песней 1967 года журнал Rolling Stone назвал песню Respect, которую в этом году записала королева соула Арета Франклин. Американские журналисты расщедрились аж на пятое место в Топ-500. Я очень люблю Арету Франклин за её постоянное развитие от фри-джаза, представлявшего собой музыку для довольно узкого круга, до большой сцены, на которую она вытащила-таки музыку подавляющего меньшинства. Мало того, что вытащила, так и стояла у истоков соула, как популярной музыки, сумев привлечь миллионы поклонников к этому специфическому и очень жёстко очерченному жанру. Британские журналисты оценили композицию гораздо скромнее, поставив её на 226 место. Оно и понятно, соул не европейский жанр.
Песня написана не Аретой, хотя половину успеха минмум можно отдать ей. Автор - ещё один бриллиант соул-сцены Отис Реддинг, который в этом же году погиб в авиакатастрофе на 27 году жизни. Может быть пятое место по версии американцев это и память об этом замечательном музыканте. Но мы с ним ещё увидимся в следующих выпусках.
Ну а пока на этом всё, 1967 год закрыт полностью.
Теперь на очереди 1966 год - будем двигаться к истокам.
Свежие комментарии