На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 012 подписчиков

Свежие комментарии

1000 лет британской музыке - выпуск 7

 

 

XIX век

 

1813 ГОД

 

Первый концерт Лондонского филармонического общества, одной из старейших филармоний в мире

ондонское филармоническое общество было устроено с целью «продвижения лучшей инструментальной музыки», а одним из его основателей стал Муцио Клементи — компо­зитор, музыкант, педагог, издатель и фабрикант, наладив­ший в Лондоне первое в мире масштаб­ное производство фортепиано (на тот момент — хаммерклавиров).

В первом же концерте, прошедшем под покровительством Георга VI, участвовал скрипач-вундеркинд Николас Мори, играли музыку Гайдна и Бетховена, председатель­ствовал Иоганн Петер Саломон (Johann Peter Salomon). 

Однако в исто­рию филармония вошла не концертами, а заказами. В 1818 году Лон­донское филармоническое обще­ство заказало Бетховену Девятую симфонию (в англий­ской терминологии — «Хоровую») за 100 фунтов стерлингов. По сло­вам Бернарда Шоу, это был «единственный заслу­живающий доверия инцидент в истории Англии». Бетховена в то время знали в империи не только образованные музы­канты, но и широкая общественность — он был автором часто исполняемой здесь оратории «Христос на Масличной горе». Его Девятая симфония, оказавшая огромное влияние на британскую музыку (хоровые симфонии и даже хоровые балеты в XIX–XX веках — среди главных британских жанров), не была единственным знаменитым оффером Лондонской филармонии. Для нее работали Феликс Мендельсон, Людвиг Шпор (в 1820 году на концерте в Лондоне он одним из пер­вых применил дирижерскую палочку, чем поверг зрителей в изумление), Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Петр Чайковский.

С 1870 года Лондонская филармония присуждает собствен­ную золотую медаль: среди лауреатов — Шарль Гуно (автор нескольких ораторий на библейские тексты в английском духе), Иоганнес Брамс (его «Немецкий реквием» долгое время был образцом для подражания в Британии), Фриц Крейслер, Сергей Рахманинов, Ян Сибелиус, Владимир Горовиц, Оливье Мессиан, Николаус Арнонкур, Марис Янсонс, сэр Саймон Рэттл, София Губайдулина.

 

1846 ГОД

 

На Бирмингемском фестивале звучит «Илия» Мендельсона: начинается традиция романтических ораторий

Учитывая ганноверскую родословную английских королей, немец Мендельсон приходился лондонской публике если не родственником, то определенно дорогим гостем. Он много приезжал в Британию с концертами в качестве дирижера и органиста, путешествовал под королевским патронажем и посвятил супруге Георга IV Шотландскую симфонию. По заказу Лондонского филармонического общества он написал еще одну симфонию, позже названную, впрочем, не Лондонской, а Итальянской. Успех молодого Мендельсона в Британии обеспечил ему славу на родине.

Вдобавок своим ораториальным творчеством Мендельсон обязан Британии и генделевской традиции хоровых сочи­нений на библейские сюжеты. Британия, в свою очередь, считает ораторию «Илия» (вторую из незаконченного библейского цикла) своей: она написана по-английски и звучит почти монументально. И все же изобретенная Мендельсоном модель романтической оратории с тех пор стала предполагать прозрачность, лирическую интонацию или песенную грацию. С разными оговорками эта традиция продолжилась в XX веке.

 

1875 ГОД

 

«Суд присяжных» Гилберта и Салливана: рождение английской оперетты, предтечи мюзикла

Формально точкой отсчета в истории британской оперетты следует считать 1871 год, когда родился дуэт драматурга Уильяма Гилберта и композитора Альберта Салливана. Но их первая совместная опера «Феспис» успеха не имела и не сохранилась, а тандем временно распался. Следующие тридцать лет Гилберт и Салливан (скандалист и повеса, толстый и тонкий, рыжий и белый, сквернослов и обая­тельный джентльмен) расходились, ссорились и судились друг с другом еще не раз — и тем не менее сочинили вместе тринадцать оперетт , пользовавшихся огромной популяр­ностью в Британии и США

Гилберт и Салливан вошли в историю отнюдь не серьезными сочинениями, как они надеялись (Салливан писал в том числе и симфонии с ораториями, Гилберт — серьезные драмы), а сатирическими опереттами, полными абсурда, злословия, черного юмора, фривольности и утонченности. По словам Честертона, их оперетты были чем-то вроде зеркала, в котором все было «исподволь искажено» — этот иронический принцип получил название topsy-turvy («шиворот-навыворот»). По модели и духу произведения дуэта наследовали Оффенбаху и Штраусу, но не только — в них отразилась также английская традиция пародии и антимаски с их смесью музыки, танцев и разговорных диалогов, разномастными героями от богов до пьяниц и сюжетами-перевертышами. Так что родителями мюзикла можно считать не только самих Гилберта и Салливана, но, например, еще и Пёрселла.

 

1880 ГОД

 

«Освобожденный Прометей» Хьюберта Пэрри: начало нового английского Возрождения

Постгенделев­ское время в британской академической музыке иногда называют «эпохой молчания»: в этот период ни одному из рожденных здесь компо­зиторов не удавалось, как считается, превзойти иноземных коллег. «Молчание» прекратилось не в один день, изменения происходили посте­пенно, но есть у нового английского Возрождения и офици­альная дата начала — год премьеры «Освобожденного Прометея» Хьюберта Пэрри, компо­зитора с серьез­ным европейским образованием, знанием английской музыкаль­ной истории и большой фантазией. Есть некоторая ирония в том, что его музыка принадлежит скорее к австро-немец­кой традиции, но поэтический текст Шелли  и сам кантатно-ораториальный жанр «Прометея», который апеллировал к островным хоро­вым традициям и орато­риям Генделя, принес этому произведению статус и славу первой национальной британской партитуры Новейшего времени.

После «Прометея» Пэрри серьезно занимался скрещиванием хоровых и симфони­ческих жанров, называя свой экспери­ментальный гибрид sinfonia sacra (за ним тянется целая линия британских хоровых симфоний, в том числе Холста и Воана-Уильямса, хотя родоначальником традиции все они, включая самого Пэрри, склонны были считать Бетховена), а также разрабатывал идею философской оратории (здесь среди его наследников —Бриттен с «Военным реквиемом» и Типпетт с ораторией «Дитя нашего времени»). Со времен «Освобо­жденного Прометея» новое английское Возрождение ассоциируется с англий­ским языком, фольклором и литера­турой в музыке, приоритетом хорового письма над орке­стровым, любовью к старым мастерам, тяжеловесными конструкциями и прихотливыми взаимоотноше­ниями с европейской традицией.

 

1895 ГОД

 

Первый Proms: «Прогулки с музыкой» — самый масштабный и демократичный классический фестиваль в мире

Фестиваль Proms (сокращение от «Променад-концертов») ведет свою родословную от парковой музыки, когда игру оркестров и ансамблей можно было слушать на прогулке. Врожденный демократизм этой традиции отразился и на концепции Proms: британский фестиваль, в отличие от континентальных, с первых дней был ориентирован на просветительство и открыт широкой публике разного уровня образования и достатка.

С 1927 года Proms поддерживает и транслирует радио Би-би-си, буклеты и аннотации концертов читаются как научно-популярные блокбастеры и часто включают в себя объемистые блоки для детей, а сотни входных билетов продаются перед началом концертов всего за шесть фунтов. Перед сценой часто не только стоят, но и сидят и даже лежат слушатели — соблюдать торжественные, фрачные обычаи здесь не принято. А на высоких галереях любят располо­житься потомственные фанаты: в перерывах и антрактах они хором поют гимны и кричат речовки, известные всем на Proms с XIX века. При всем демократизме фестивальной организации расписание составлено так, что в нем участвуют лучшие солисты и оркестры мира, а классический репертуар перемежается премьерным — так что BBC Proms и сейчас остается главным фестивалем классической музыки в Великобритании и одним из самых интересных и престижных в мире.

 

1898 ГОД

 

Комитет Общества народной песни: Хьюберт Пэрри и Чарльз Вильерс Стэнфорд — родоначальники новой композиторской школы

Когда Хьюберт Пэрри и Чарльз Вильерс Стэнфорд — профессора соответ­ственно Оксфорда и Кембриджа — вошли в состав комитета только что образованного Общества народной песни, это стало знаковым событием. Отныне фольклорное движение поддерживалось самыми безупречными и автори­тетными музыкантами-профессионалами Британии. В рамках деятельности общества Пэрри и Вильерс Стэнфорд продолжили просветитель­скую, исследовательскую и образовательную работу. Их школа, сконцентрированная на изучении европейской музыки от Баха до Вагнера, но не забывающая о народном хоровом пении и чуткая к старинным стилям, дала Британии едва ли не всех композиторов XX века, начиная с Холста и Воана-Уильямса. Среди их учеников, которым Пэрри советовал «писать хоровую музыку, как надлежит англичанам и демократам», — Фрэнк Бридж, Джон Айрленд, Артур Блисс, Артур Бенджамин, а к поколению «внуков» принадлежат Бриттен, Типпетт и многие другие.

наверх