XIX век
1813 ГОД
Первый концерт Лондонского филармонического общества, одной из старейших филармоний в мире
ондонское филармоническое общество было устроено с целью «продвижения лучшей инструментальной музыки», а одним из его основателей стал Муцио Клементи — композитор, музыкант, педагог, издатель и фабрикант, наладивший в Лондоне первое в мире масштабное производство фортепиано (на тот момент — хаммерклавиров).
В первом же концерте, прошедшем под покровительством Георга VI, участвовал скрипач-вундеркинд Николас Мори, играли музыку Гайдна и Бетховена, председательствовал Иоганн Петер Саломон (Johann Peter Salomon).Однако в историю филармония вошла не концертами, а заказами. В 1818 году Лондонское филармоническое общество заказало Бетховену Девятую симфонию (в английской терминологии — «Хоровую») за 100 фунтов стерлингов. По словам Бернарда Шоу, это был «единственный заслуживающий доверия инцидент в истории Англии». Бетховена в то время знали в империи не только образованные музыканты, но и широкая общественность — он был автором часто исполняемой здесь оратории «Христос на Масличной горе». Его Девятая симфония, оказавшая огромное влияние на британскую музыку (хоровые симфонии и даже хоровые балеты в XIX–XX веках — среди главных британских жанров), не была единственным знаменитым оффером Лондонской филармонии. Для нее работали Феликс Мендельсон, Людвиг Шпор (в 1820 году на концерте в Лондоне он одним из первых применил дирижерскую палочку, чем поверг зрителей в изумление), Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Петр Чайковский.
С 1870 года Лондонская филармония присуждает собственную золотую медаль: среди лауреатов — Шарль Гуно (автор нескольких ораторий на библейские тексты в английском духе), Иоганнес Брамс (его «Немецкий реквием» долгое время был образцом для подражания в Британии), Фриц Крейслер, Сергей Рахманинов, Ян Сибелиус, Владимир Горовиц, Оливье Мессиан, Николаус Арнонкур, Марис Янсонс, сэр Саймон Рэттл, София Губайдулина.
1846 ГОД
На Бирмингемском фестивале звучит «Илия» Мендельсона: начинается традиция романтических ораторий
Учитывая ганноверскую родословную английских королей, немец Мендельсон приходился лондонской публике если не родственником, то определенно дорогим гостем. Он много приезжал в Британию с концертами в качестве дирижера и органиста, путешествовал под королевским патронажем и посвятил супруге Георга IV Шотландскую симфонию. По заказу Лондонского филармонического общества он написал еще одну симфонию, позже названную, впрочем, не Лондонской, а Итальянской. Успех молодого Мендельсона в Британии обеспечил ему славу на родине.
Вдобавок своим ораториальным творчеством Мендельсон обязан Британии и генделевской традиции хоровых сочинений на библейские сюжеты. Британия, в свою очередь, считает ораторию «Илия» (вторую из незаконченного библейского цикла) своей: она написана по-английски и звучит почти монументально. И все же изобретенная Мендельсоном модель романтической оратории с тех пор стала предполагать прозрачность, лирическую интонацию или песенную грацию. С разными оговорками эта традиция продолжилась в XX веке.
1875 ГОД
«Суд присяжных» Гилберта и Салливана: рождение английской оперетты, предтечи мюзикла
Формально точкой отсчета в истории британской оперетты следует считать 1871 год, когда родился дуэт драматурга Уильяма Гилберта и композитора Альберта Салливана. Но их первая совместная опера «Феспис» успеха не имела и не сохранилась, а тандем временно распался. Следующие тридцать лет Гилберт и Салливан (скандалист и повеса, толстый и тонкий, рыжий и белый, сквернослов и обаятельный джентльмен) расходились, ссорились и судились друг с другом еще не раз — и тем не менее сочинили вместе тринадцать оперетт , пользовавшихся огромной популярностью в Британии и США
Гилберт и Салливан вошли в историю отнюдь не серьезными сочинениями, как они надеялись (Салливан писал в том числе и симфонии с ораториями, Гилберт — серьезные драмы), а сатирическими опереттами, полными абсурда, злословия, черного юмора, фривольности и утонченности. По словам Честертона, их оперетты были чем-то вроде зеркала, в котором все было «исподволь искажено» — этот иронический принцип получил название topsy-turvy («шиворот-навыворот»). По модели и духу произведения дуэта наследовали Оффенбаху и Штраусу, но не только — в них отразилась также английская традиция пародии и антимаски с их смесью музыки, танцев и разговорных диалогов, разномастными героями от богов до пьяниц и сюжетами-перевертышами. Так что родителями мюзикла можно считать не только самих Гилберта и Салливана, но, например, еще и Пёрселла.
1880 ГОД
«Освобожденный Прометей» Хьюберта Пэрри: начало нового английского Возрождения
Постгенделевское время в британской академической музыке иногда называют «эпохой молчания»: в этот период ни одному из рожденных здесь композиторов не удавалось, как считается, превзойти иноземных коллег. «Молчание» прекратилось не в один день, изменения происходили постепенно, но есть у нового английского Возрождения и официальная дата начала — год премьеры «Освобожденного Прометея» Хьюберта Пэрри, композитора с серьезным европейским образованием, знанием английской музыкальной истории и большой фантазией. Есть некоторая ирония в том, что его музыка принадлежит скорее к австро-немецкой традиции, но поэтический текст Шелли и сам кантатно-ораториальный жанр «Прометея», который апеллировал к островным хоровым традициям и ораториям Генделя, принес этому произведению статус и славу первой национальной британской партитуры Новейшего времени.
После «Прометея» Пэрри серьезно занимался скрещиванием хоровых и симфонических жанров, называя свой экспериментальный гибрид sinfonia sacra (за ним тянется целая линия британских хоровых симфоний, в том числе Холста и Воана-Уильямса, хотя родоначальником традиции все они, включая самого Пэрри, склонны были считать Бетховена), а также разрабатывал идею философской оратории (здесь среди его наследников —Бриттен с «Военным реквиемом» и Типпетт с ораторией «Дитя нашего времени»). Со времен «Освобожденного Прометея» новое английское Возрождение ассоциируется с английским языком, фольклором и литературой в музыке, приоритетом хорового письма над оркестровым, любовью к старым мастерам, тяжеловесными конструкциями и прихотливыми взаимоотношениями с европейской традицией.
1895 ГОД
Первый Proms: «Прогулки с музыкой» — самый масштабный и демократичный классический фестиваль в мире
Фестиваль Proms (сокращение от «Променад-концертов») ведет свою родословную от парковой музыки, когда игру оркестров и ансамблей можно было слушать на прогулке. Врожденный демократизм этой традиции отразился и на концепции Proms: британский фестиваль, в отличие от континентальных, с первых дней был ориентирован на просветительство и открыт широкой публике разного уровня образования и достатка.
С 1927 года Proms поддерживает и транслирует радио Би-би-си, буклеты и аннотации концертов читаются как научно-популярные блокбастеры и часто включают в себя объемистые блоки для детей, а сотни входных билетов продаются перед началом концертов всего за шесть фунтов. Перед сценой часто не только стоят, но и сидят и даже лежат слушатели — соблюдать торжественные, фрачные обычаи здесь не принято. А на высоких галереях любят расположиться потомственные фанаты: в перерывах и антрактах они хором поют гимны и кричат речовки, известные всем на Proms с XIX века. При всем демократизме фестивальной организации расписание составлено так, что в нем участвуют лучшие солисты и оркестры мира, а классический репертуар перемежается премьерным — так что BBC Proms и сейчас остается главным фестивалем классической музыки в Великобритании и одним из самых интересных и престижных в мире.
1898 ГОД
Комитет Общества народной песни: Хьюберт Пэрри и Чарльз Вильерс Стэнфорд — родоначальники новой композиторской школы
Когда Хьюберт Пэрри и Чарльз Вильерс Стэнфорд — профессора соответственно Оксфорда и Кембриджа — вошли в состав комитета только что образованного Общества народной песни, это стало знаковым событием. Отныне фольклорное движение поддерживалось самыми безупречными и авторитетными музыкантами-профессионалами Британии. В рамках деятельности общества Пэрри и Вильерс Стэнфорд продолжили просветительскую, исследовательскую и образовательную работу. Их школа, сконцентрированная на изучении европейской музыки от Баха до Вагнера, но не забывающая о народном хоровом пении и чуткая к старинным стилям, дала Британии едва ли не всех композиторов XX века, начиная с Холста и Воана-Уильямса. Среди их учеников, которым Пэрри советовал «писать хоровую музыку, как надлежит англичанам и демократам», — Фрэнк Бридж, Джон Айрленд, Артур Блисс, Артур Бенджамин, а к поколению «внуков» принадлежат Бриттен, Типпетт и многие другие.
Свежие комментарии