На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 011 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    но заменить неким  !!!!!!!!!Алла Пугачева гот...
  • Анна Романова
    Можно обойтись без этой тетки? Время ушло, прошлого не вернуть.Алла Пугачева гот...
  • Роман Орманин
    Ээх не на ту лошадь она поставила, за трампусика надо было ей голосовать)))!!!Как Тейлор Свифт ...

Миша Майский ( виолончель )

Дата рождения

10 января 1948 (66 лет)

Место рождения

Рига, Латвийская ССР, СССР

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР
Flag of Israel.svg Израиль

Профессии

виолончелист

Михаил Майский родился 10 января 1948 года в Риге.

После победы на Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1965 г. был приглашён Мстиславом Ростроповичем продолжить обучение у него в Московской консерватории; уже в следующем году стал лауреатом Московского международного конкурса им.

П. И. Чайковского. В 1970 году был арестован и находился под арестом около 18 месяцев. После освобождения репатриировался в Израиль (1972). Учился у Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе, став, таким образом, единственным музыкантом, занимавшимся у двух этих великих виолончелистов. В настоящее время проживает в Бельгии. В разное время он играл с такими прославленными музыкантами как пианисты Марта Аргерих, Раду Лупу, скрипач Гидон Кремер, дирижёры Леонард Бернстайн, Зубин Мета, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Джузеппе Синополи.

В 1995 г. после 23-летнего перерыва Майский снова выступил в Москве и затем гастролировал в России ещё несколько раз — в частности, завершив в 1997 г. своим концертом фестиваль «Д. Д. Шостакович и мировая музыкальная культура»; по поводу этого концерта рецензент газеты «КоммерсантЪ» отмечал:

Миша Майский слишком могуч, чтобы умирать в композиторе. Он не медитирует, не созерцает; активность хлещет из него не только там, где внезапные рывки и сбросы темпа напоминают о езде на спортивном «Феррари», но и в нежных, проникновенных местах. <…> Оправдало идею организаторов <…> исполнение Мишей Майским самого Шостаковича: оно и было тем самым, что подразумевает, по высокому счёту, название завершившего фестиваля.

Сестра — Лина Якобсон (англ. Lena Jacobson, род. 1938), пианистка и концертмейстер. Брат — музыковед, органист и клавесинист Валерий Майский (1942—1981)

«АН-online»  Татьяна Эсаулова

Он старался походить на своего великого Учителя во всем! Даже воспротивился родителям отправиться к логопеду, чтобы исправить грассирующую букву «р»… Еще, ему посчастливилось заниматься у Григория Пятигорского, – выдающегося виолончелиста XX столетия, который уехав из России в 1921 году, впоследствии сотрудничал с такими великими музыкантами как Сергей Рахманинов, Яша Хейфец, Артур Рубинштейн…

Миша Майский тоже покинул Россию в 1972 году, будучи студентом Московской консерватории. И Мстислав Ростропович посоветовал ему прорваться к Пятигорскому, который тогда уже был неизлечимо болен. Миша выполнил «наказ» своего первого учителя. Карьера музыканта состоялась. Сейчас, полный творческих планов и идей, он играет с лучшими солистами и оркестрами мира, дает сольные концерты. А на Музыкальный фестиваль, который проходит в маленькой швейцарской деревушке Вербье, приезжает буквально каждый год вместе со своей многочисленной семьей. Здесь для него – и замечательный отдых, и, конечно же, любимая работа! Фестиваль в Вербье проходит уже в 21 раз. Уникальность его состоит в том, что на концертах, вместе с респектабельной публикой в одном ряду сидят, и внимательно слушают друг друга наши великие современники: Юрий Темирканов, Марта Аргерих, Григорий Соколов…

У Майского пятеро детей! Младшему Маттео – всего четырнадцать месяцев. А старшие дети уже давно выступают с отцом на одной сцене. Как говорит виолончелист, они выросли вместе с этим Фестивалем. Нашему корреспонденту удалось побеседовать с музыкантом прямо перед началом концерта в церкви (Eglise). Отец и дочь представляли сочинения Баха, Шостаковича и Бриттена.

Вы стали частым гостем в России – выступаете на различных концертах, судите конкурсы. Сами проявляете инициативу или откликаетесь на приглашения?

– Я бы не сказал, что в России моя концертная жизнь такая уж бурная… Я никогда не проявляю инициативу абсолютно нигде. Единственное, что я делаю, – пытаюсь всё скоординировать и выбрать те приглашения, которые мне наиболее интересны. А, вообще, стараюсь хорошо играть на виолончели и совмещать это со своей личной жизнью. Но, сожалению, у меня, как и у любого концертирующего музыканта, страшная нехватка времени, не хватает на всё сил и энергии!

Говорят, в вашей судьбе присутствуют странные совпадения и мистика.

– Мистика?.. Я бы не заявлял столь претенциозно. Это уж как-то и звучит мистически (смеется). Да, совпадения имеются. Вот, например, столь редко встречающееся в России отчество Леопольдович, – и у меня и у моего Учителя! В Бельгии, где я живу, был Король Леопольд…

У Моцарта отца звали Леопольд

– Да… Мстислав Леопольдович имел привычку давать клички своим ученикам. Я у него былстарик Леопольдыч

Вы говорите о совпадениях. Ваш Учитель в детстве спал в футляре от виолончели. Вы тоже?

– Нет, не спал, потому что у меня не было в то время виолончели. Мои дети – да!

Говорят, что Ростропович, проводя время сна в футляре, вместо детской кроватки, с первых дней жизни впитал в себя звуки этого инструмента. Может быть, ваш младший, Маттео, тоже станет знаменитым?

– У моих детей, правда, слава Богу, есть, где спать, но случаи бывали (смеется)… Я даже продемонстрирую вам сейчас такую фотографию!

В детстве я слышал по радио передачу с участием Ростроповича. И то, что я, похоже (как он), произношу букву «р», для меня был действительно мистический знак! Но, все это, конечно же, полная ерунда! Я люблю, например, цифры, числа, их совпадения и всё такое. Но этим не нужно слишком увлекаться. Есть такой хороший анекдот…

Расскажите…

– Одна женщина пришла в казино Монте-Карло и поставила на рулетку число 27… И выиграла в десять раз больше! Опять, все деньги поставила на это число, и, снова, выигрыш составил огромную сумму. В третий её ожидала такая же удача, – она получила безумные деньги. Все в шоке, казино закрывают… Тут, конечно же, телевидение, журналисты… Ее спрашивают: «В чем секрет?». Она отвечает: «Интуиция и небольшой математический расчет!» Все в восторге: «Математический расчет?». «Да, – отвечает она, – есть такое совпадение: сегодня – седьмое число, и я приехала сюда ровно в семь часов! Мое место в поезде – тоже было № 7! Ну, я прикинула, – трижды семь – 27! Вот и выиграла»…

Вы – гражданин мира. Все ваши пять детей родились в разных странах. Какой язык для вас самый родной?

– Одним из моих очень близких друзей и важных партнеров, был румынский пианист Раду Лупу. Музыкант учился в Москве, в консерватории. Сейчас он живет в Швейцарии. Он женился на англичанке (она тоже училась у Ростроповича). Раду Лупу – невероятно образованный и умный человек, но, вместе с тем, он мне как-то сказал, что в нем развился страшный комплекс. Так как он уехал из Румынии очень молодым, то его первый язык естественно пострадал. По-русски он говорит вроде свободно, но уже с некоторым затруднением. Английский знает хорошо, но т.к. его жена из очень интеллектуальной семьи и пишет книги на английском, он тоже не очень уверенно себя чувствует, когда говорит с ней на английском. Вот он и почувствовал, что, по сути, у него нет ни одного языка!

Вы хотите сказать про себя то же самое?

– Наверное. По-русски говорю редко. Если спросите, на каком языке мне легче всего общаться, например, давать интервью, – это английский. Я говорю по-немецки, потому что много выступаю в Германии. И, конечно же, могу объясниться по-французски, т.к. живу во французско говорящих странах. Даже говорю на иврите. И живу, и говорю везде!

А если вас спросить о музыкальном языке. Музыкальный язык какой страны вам ближе?

– Во время исполнения мне близко то, что я играю! Обожаю русскую музыку; Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича. Но точно также себя ощущаю и по поводу Баха, Бетховена, Шуберта, Брамса или Дебюсси. Самый любимый диск, из записанных мною, это французская музыка. Он мне особенно нравится, потому работая над ним, я узнал столько нового: Шоссон, Дюпарк, Рейнальдо Ан! Я также обожаю испанскую музыку, и записал диск, посвященный моему пятилетнему сыну Мануэлю. Когда играю, просто перевоплощаюсь…

То есть, ощущаете себя настоящим испанцем?

– Конечно! И это чудесная музыка!

В наш век, когда такие современные технологии, границ не существует! Совершенно необязательно родиться, например, в России, чтобы знать и любить русскую классику. И раньше этого не было. Например, один из самых знаменитых интерпретаторов французской музыки – немецкий пианист Вальтер Гизекинг. Есть масса таких примеров.

А кто из великих, больших исполнителей ваш настоящий друг?

– Трудно сказать! Есть столько замечательных, уважаемых мной музыкантов. Я не очень люблю выбирать кого-то одного. Что касается моих партнеров, с которыми мне очень крупно повезло, это, конечно же, Марта Аргерих – мой самый близкий друг и главный партнер. В следующем году у нас будет 40 лет совместного музицирования! Пожалуй, по длительности и верности это единственный пример.

Но она такой «закрытый человек», никогда не дает интервью…

– Это только так кажется! На самом деле, у не очень широкая душа, она всегда готова общаться. Марта – очень простая, и совсем, не в смысле этого слова, «примадонна». Интервью действительно взять у нее сложно (смеется). Больше всего она не терпит снобизм и скучных людей. Она знает абсолютно все про меня и про мою семью; про моих детей. Я с ней делюсь всем, спрашиваю совета…

Как берегли свои руки, когда пришлось сидеть в лагере?

– Конечно, мне везло, в какой-то степени. Ведь каждый день мы грузили по восемь грузовиков цемента. Я одевал такую марлевую повязочку, мне даже за вредность давали каждый день пол-литра молока. Обо мне заботились! Я всегда говорю, у меня совершенно зацементированные легкие! Слава Богу, руки удалось сберечь. И я, вообще, считаю себя безумно везучим, в принципе!

Почему?

– Потому что я самый счастливый виолончелист! Не самый лучший. И подчеркиваю, что это очень субъективно, ведь так может говорить, кто угодно, если он так чувствует.

С кем общались, когда уехали? Кто вас больше поддерживал?

– Я приехал в конце 1972 года в Израиль, начал давать много концертов. Меня сразу же поддержал дирижер Зубин Мета. В первый момент помог мне Айзек Стерн. Когда я играл на израильском фестивале в 1973 году, мне организовали встречу с величайшим музыкантом XX века Пабло Казальсом –Ему тогда было почти 97 лет! И я провел с ним 3 часа!.. Меня также поддерживал Леонард Бернстайн. С ним я записал 3 диска.

Переписка в то время исключалась?

– Переписывался я в то время только с мамой, которая оставалась в Риге. Брат жил в Ленинграде. Первой уехала моя сестра (в 1969 году), из-за чего и начались мои проблемы в консерватории. В 1972 году я уже строил коммунизм на цементном заводе, и, увы, безуспешно… Я был последним студентом, кто заплатил за образование (это придумали вдруг для того, чтобы остановить эмигрантов). Я заплатил 8900 рублей за четыре курса обучения в Московской консерватории.

А как вы оказались в Америке?

– На том израильском фестивале была, что называется (смеется) такая Cosa Nostra (еврейская мафия) Стерна, и им нужен был молодой виолончелист. А я идеально подходил для этого: Московская консерватория, ученик Ростроповича и т.д. Стерн предложил мне поехать в Америку. Он тогда мне сказал: «Вы приехали из России в Израиль, и вы думаете, что вы приехали на Запад?.. Нет вы приехали не на Запад, – это Ближний Восток… Вы должны поехать в Америку. Я организую вам стипендию на шесть месяцев!».

И вы тогда задумали попасть к Пятигорскому, по совету Ростроповича?

– Не совсем так. Когда я уезжал, Ростропович, мне кажется, надеялся, что мой ответ будет следующим: «После Вас нет никого!»…

Америка, Америка… Стерн, организовав мне стипендию, конечно же, имел в виду педагога Леонарда Роуза, с которым играл. А я-то мечтал попасть к Пятигорскому. В общем, он мне «надул шарик», а его иголкой сразу хлопнул! Пятигорский не был частью «клана» Стерна. Он был с Хейфицом на западном берегу, а это – как другая страна.

Это было самое лучшее время в моей жизни! Четыре месяца! Я всегда тут же поясняю, Ростропович и Пятигорский – несравнимые личности…

Это было начало моей новой жизни. Пятигорский обожал говорить по-русски; мы с ним ни слова не говорили по-английски… Но! Он говорил совершенно на другом русском языке! Для него это был шанс поделиться своим уникальным жизненным опытом. Я был подобен высушенной губке, которая все впитывает.

Вы разговариваете со своим инструментом?

– Ежедневно.

А после концерта?

– Я еще не совсем сошел с ума. Она не говорит и не играет сама…

наверх