На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 011 подписчиков

Свежие комментарии

Хелависа: «Халтуры на концертах «Мельницы» никогда не будет»

Хелависа: «Халтуры на концертах «Мельницы» никогда не будет»

Фолк-группа «Мельница» завершает весенний сегмент гастрольного тура в поддержку альбома «Алхимия», который, надо сказать, вызвал немало споров среди поклонников и музыкальных критиков. Все точки над «и» расставила фронтвумен коллектива Наталья О'Шей, она же Хелависа. В интервью RS певица рассказала о концепции новой пластинки, арфотерапии и о том, какие книги читает на гастролях.

Наталья, критики по-разному отреагировали на пластинку «Алхимия». Кто-то ругает однообразное звучание, кто-то хвалит продуманную концепцию. Вы сами назвали этот альбом лучшей работой «Мельницы». Почему?

Нам очень дорог материал альбома, над которым мы все вместе работали. Мне кажется, я очень эмоционально вложилась в эту пластинку в плане текстов, и в плане саунда мы, наконец, сделали именно то, что хотели, раньше это не всегда получалось. Что касается однообразного звучания. Ну, не знаю. По мне, его там нет. Альбом разноцветным получился. Другое дело, он не лоскутное одеяло, как, например, «Дикие травы», где нет концепции, где треки совершенно не связаны друг с другом. Также в нем нет внутренней мысли, нет стержня. В «Ангелофрении», надо сказать, стержень уже есть, а в «Алхимии» он доведен до предела. Я хотела, чтобы буклет альбома читался, как поэтический сборник, чтобы некоторые песни соотносились друг с другом текстом и инструментами. У нас, например, волынка звучит и в «Тристане», и «Войне». Есть вещь, которая вообще вынесла слушателю мозг: песни «Никогда» и «Dreadnought» имеют одинаковую мелодию, но принципиально разные аранжировки и тексты. Альбом вышел полгода назад, но мне периодически пишут люди, спрашивают: «Это только мне кажется, что между песнями«Никогда» и «Dreadnought» есть что-то общее?». Отвечаю: «Ну, да!». (смеется) Это вообще такая «Pink Floyd-овская» история. Делать подобные штуки - нормально для концептуального британского рока.

Вам, кстати, нужна чья-то оценка, совет? Кого послушаете в первую очередь?

Мне интересны мнения старших коллег. Мне интересно, что думает Борис Барабанов, Эдмунд Шклярский, Борис Гребенщиков, Евгений Маргулис, который, кстати, написал мне прекрасный отзыв к альбому в личном письме.

Но с другой стороны, конечно, интересно мнение людей, которые постарались альбом именно послушать. Потому что, когда ты отслеживаешь реакцию на релиз по разным форумам и социальным сетям, то в какой-то момент приходит понимание, что 73% людей на самом деле пишут не об альбоме, а о себе. То есть вот мне 19 лет, я поссорилась с парнем, завалила экзамен в первом семестре по литературе, мама не купила мне розовые джинсы, я слушаю параллельно альбом «Мельницы» «Алхимия» и мне не нравится, что в песнях«Никогда» и «Dreadnought» одинаковое звучание, меня это бесит! Жаль, что тебе мама не купила розовые джинсы, но ты давай соберись и продолжай слушать альбом «Алхимия», может, что-нибудь поймешь. А, когда люди пишут именно об альбоме, слушая музыку, и не пытаясь чему-то нас учить, и не пытаясь нам втолковать, что, ребята, теперь вы похожи на Coldplay, а это бесит. Дорогой, это бесит тебя, а мы принципиально в некоторых местах хотели сделатьColdplay.

А как насчет родных и близких?

Конечно. Особенно интересны отзывы от родных и близких, которые сами разбираются в музыке и в поэзии. Например, как мой папа Андрей Владимирович. Он читал буклет альбома «Алхимия»и с удовольствием указал мне: «Вот здесь ты немного апеллируешь к Пастернаку». Я говорю: «Да». Отлично. Или, например, как Александр Адольфович - отец Сергея Вишнякова. Или папа Дмитрия Фролова - Анатолий Семенович, он тоже музыкант.

Расскажите, где записывали альбом «Алхимия»?

Записывали на студии «Нашего радио» в Москве. Это студия с абсолютно уникальным аппаратом и в том числе с музеем винтажных усилителей, некоторыми из которых мы могли пользоваться. Часть партий была прописана на домашних студиях, а часть на студии ГИТИСа.

Мне кажется, рок, в том числе и фолк-рок, в оформлении дисков близок с искусством. Это как-то помогает выделяться среди других.

Возможно. Мы всегда делали обложки альбомов с визуальным оформлением, практически без фотографий. Нам всегда хотелось, чтобы у каждой был некий символ. Как, например, извилистые травки на альбоме «Дикие травы», веночек в «Зове крови», перья на «Ангелофрении». И вот эта ловушка для снов с монетками и огоньками на обложке «Алхимии». Это то, на основе чего можно создавать ещё какие-то вещи, которые вдохновляли бы слушателей. Например, мы сделали именные медиаторы: написано алхимия и буква «А» в виде циркуля с перышком.

Кто рисовал обложку последнего альбома?

Всю эту историю рисовала моя подруга Наталья Абелян. Она профессиональный дизайнер, живет в Северной Ирландии. Ее муж, кстати, мой коллега по науке. И, когда собственно встала задача оформить альбом, я пригласила Наташу поучаствовать в этом деле. И, мне кажется, у нее это здорово получилось.

Согласен! Скажите, а какие музыкальные инструменты задействованы в программе?

Задействованы все наши стандартные инструменты: барабанная установка, бас, акустическая гитара, электрическая гитара, электровиолончель, электроарфа. И разнообразные духовые инструменты. Плюс еще в некоторых песнях playback, мы его заводим с компьютера.

Говорят, есть арфотерапия. Что она из себя представляет?

Дело в том, что арфа - это инструмент, для которого характерно большое количество резонансов. Людям с поражением центральной нервной системы полезно давать в руки корпус арфы, чтобы они ощущали вибрацию во время игры музыканта на ней. Я сотрудничаю с благотворительным фондом «Подсолнух». Он работает с детьми, которые страдают первичным иммунодефицитом и аутоиммунными заболеваниями. Вот я с арфой ездила в Российскую клиническую больницу, маленьких детей учила извлекать звуки. Меня не хотели отпускать. Уходила, а они такие крохотки кричат: «Арфуууу зааабрааалиии. Я хочууу играаать» (улыбается).

Многие рок-музыканты жалуются, что выступать стало негде: в Москве два с половиной клуба, а в регионах найти достойную площадку вообще большая проблема. Сталкивались с подобным?

Думаю, нам чуточку легче, чем рок-музыкантам. При наличии аппарата мы можем выступать, где угодно. Я люблю шутить, что почти в каждом уездном городе есть Окружной дом офицеров, ДК Железнодорожников и Полтинник. Знаете, что такое полтинник?

Нет.

ДК 50-летия октября (смеется). Плюс еще, как правило, есть консерватория, филармония. Например, в Красноярске недавно закрыли клуб «Че Гевара», поэтому мы выступаем теперь в замечательной филармонии.

Вы сейчас, как понимаю, проводите большую часть времени с семьей за границей? 

Нет-нет, пятьдесят на пятьдесят. Я постоянно приезжаю в Россию по разным делам.

Ваши первые мысли, чувства, когда приезжаете в Россию?

Первое, что я делаю, когда приземляюсь в Домодедово - иду в «Шоколадницу», заказываю себе маленькое пиво и большое латте (смеется). У меня нет такого, что прилетела на Родину и думаю: «Как же здесь плооохооо!» (смеётся). Я лечу с радостью: здесь любимая работа, встречусь с коллегами, будем репетировать, запишем новую песню, поедем в тур.

Не было идеи выступать за границей? Зачем, скажем, терять время, если там тоже есть свой слушатель. 

Это зависит от местных промоутеров. Пока что у нас есть опыт выступления в Германии и Израиле. Я бы, конечно, очень хотела гастроли и по другим странам.

В наше время музыканту, чтобы держаться на плаву, хорошо петь - мало. Нужны какие-то скандалы, интриги, связанные с его именем. Группа «Мельница» в подобном, насколько знаю, не была замечена.

Слава Богу, нет.

Но, тем не менее, успех группа имеет. В чем секрет, поделитесь?

Мне хотелось бы думать, что дело в эффекте неожиданности. На каждом релизе мы делаем то, чего слушатели от нас не ожидали. Например, от нас ждут постановочного клипа в жанре фэнтези, а мы выпускаем клип в жанре road movie. Но при этом сохраняем стабильность в составе, в качестве шоу. Слушатель знает, халтуры на концертах «Мельницы» никогда не будет.

Вы чувствуете ответственность перед своими поклонниками?

Иногда случаются душераздирающие истории. У нас очень большая, скажем так, преемственность слушателей. Бывает, сидишь, раздаешь автографы, а к тебе подходит женщина средних лет и говорит: «Моя дочка слушала вашу группу, она погибла в прошлом году, теперь я буду вас слушать». И все. После этого я сижу, у меня вот такая лужа слез просто. Это, на самом деле, ценно. И эмпатия со слушателями, насколько она возможна, это то, на что мы подписались.

Исполнителю очень важно, думаю, во время концерта стереть границу между собой и слушателем в зале. Лично вам как это удается сделать?

Я просто сразу начинаю всю себя отдавать зрителю. Но тут нужно понимать, я делаю это именно на сцене. Люди, которые ожидают подобного, встретив меня в метро, бывают жестоко обломаны (улыбается). И пишут потом на форумах: «Вы знаете, я как-то встретил ее в метро, подошел поздороваться, она на меня таааааак посмотрела...». Ну, конечно, я на тебя так посмотрела. Я еду по каким-нибудь своим делам, и не особо горю желанием, например, давать автографы. Да и вообще это не я была (смеется)! То, что мы делаем на сцене и то, какие мы все мизантропы в обычной жизни - это две большие разницы.

Зная вашу любовь к чтению, не могу не поинтересоваться, какую книгу вы взяли с собой на гастроли?

Я взяла роман «Никогде» Нила Геймана. Мне его недавно подарили, вот как раз сейчас читаю. На прошлой неделе я перечитывала «Смилла и ее чувство снега» Питера Хега. Сейчас буду читать Геймана, а после - «Тишину» того же Хега. Вот такие у меня планы.

Наталья, у меня последний к вам вопрос. Посоветуйте читателям, как привить вкус к хорошей музыке?

Нужно слушать музыку, а не себя. Понятно, что в 17-18 лет слушать себя - это нормально. Я тоже в 17 лет наслаждалась «Агатой Кристи» и думала: «Про меня же поют». Это нормально для человека такого возраста. Когда становишься старше, меняешься. Помню, мне было 19 лет, меня бросил парень, а у Guns N' Roses вышел альбом «The Spaghetti Incident?», на котором есть клевая депрессивная песня «Ain't It Fun». Я думала тогда: «Они же про меня поют отчасти, я такая бедная сижу, плачу из-за расставания с парнем». Но при этом я стала понимать, что это красиво сделанная тяжелая баллада. И благодаря этому пониманию, стала выбираться из депрессии. Повторюсь, слушайте музыку, а не себя в ней. Качественная музыка тем и хороша, что ее создатели любят музыку больше, чем самих себя.

Рекомендуем
Популярное
наверх