На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Музыке

5 012 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий
    но заменить неким  !!!!!!!!!Алла Пугачева гот...
  • Анна Романова
    Можно обойтись без этой тетки? Время ушло, прошлого не вернуть.Алла Пугачева гот...
  • Роман Орманин
    Ээх не на ту лошадь она поставила, за трампусика надо было ей голосовать)))!!!Как Тейлор Свифт ...

Какую музыку слушать, если все исполнители уже надоели

Мировая индустрия переживает бум электронной музыки, в частности – этнотроники, то есть музыки, комбинирующей национальные гармонии с современным электронным саундом. Главным хабом электронщиков стал Ближний Восток – особенно Бейрут и Дубай. Вы узнаете  о хедлайнерах нового, электронного Ближнего Востока – для тех, кто давно хотел причаститься к ближневосточной музыкальной культуре и избежать колониалистcких клише.

Если мы говорим об арабоязычной электронике, то «пациентом №1» стал отстраивающийся после войны Ливан, куда стали стягиваться независимые артисты. Очень быстро местная музыкальная сцена привлекла внимание европейской, а затем и мировой общественности и переросла статус «провинциальной диковинки». Первопроходцами стал дуэт Soapkills, а затем – группа Mashrou’ Leila.

 

Yasmine Hamdan - Ясмин Хамдан

 

Если вы недоумеваете, кто такая Ясмин Хамдан, то уже через секунду вспомните: ей мы обязаны лучшей сценой в фильме «Выживут только любовники» Джима Джармуша (Jim Jarmusch). Посетители кафе завороженно смотрят на девушку, исполняющую медленную, вводящую в транс композицию, внезапно переходящую в экстатический трек с энергичной ритм-секцией. Влекомые ритмом, они начинают двигаться ей в такт. Песня номинировалась на премию «Оскар».

Хамдан – как и будущий главный музыкальный продюсер Ближнего Востока Зейд Хамдан (Zeid Hamdan - они не родственники, просто однофамильцы) – родилась в 1976 году в Бейруте. Из-за начавшейся там в 1975 году гражданской войны ее семья постоянно меняла место жительства: в итоге они осели в Кувейте, откуда их вновь выгнала война – на этот раз в Персидском заливе. Вернувшись в 1990 году в Бейрут, они застали трагическое и впечатляющее зрелище: город, большая часть которого за 15 лет военных действий превратилась в руины, начинали наскоро отстраивать.

 

Как-то Ясмин пришла в ночной клуб, где уже под конец вечеринки диджей поставил песню египетской певицы сирийского происхождения Асмахан (Asmahan = 1912–1944) Ya Habibi Ta’ala («Любимый, приди ко мне»). Потрясенная, она следующим же утром пошла на местную «горбушку», чтобы найти и скупить все кассеты с классическими арабскими песнями, которые она там найдет. Она поняла, какую музыку хочет делать.

Где-то на другом конце города молодой музыкант Зейд Хамдан кутил с друзьями. Те показали ему фотографию симпатичной девушки. «Кто это?» – «Ее зовут Ясмин». – «Отведи меня к ней». Хамдан был уверен, что им надо познакомиться. При встрече он попросил Ясмин спеть что-нибудь. «Она тогда много курила, и голос был такой низковатый, хриплый, – вспоминает он, – то, что нужно»

С осени 1997 года их дуэт официально существует как Soapkills (название группы отсылает к «мыльной» стерильности нового Бейрута). В том же году выходит первый альбом Bater: традиционно арабские мелодии и вокал там сочетаются с трип-хопом (критики сразу начали сравнивать Soapkills с Portishead и Massive Attack). Однако гораздо более важные источники вдохновения музыкантов – это арабские классики 1930–1940-х: Умм Кульсум, Мохаммед Абдель Вахаб, Лейла Мурад (Umm Kulthum, Mohammed Abdel Wahab, Layla Murad).

Soapkills выпустили еще два альбома – Cheftak (2001) и Enta Fen (2005). В 2015 году вышел сборник The Best of Soapkills. Если вы только собираетесь ознакомиться с их творчеством, советую начать именно с него.

В 2005 году Ясмин и Зейд, такие ливанские «Гости из будущего», расстались. Ясмин перебралась во Францию и начала сольную карьеру, Зейд сфокусировался на проектах The New New Gouvernement и Zeid and the Wings (что-то типа «Курток Кобейна») и помимо этого продолжал продюсировать еще с десяток исполнителей и групп. Кстати, именно он отвечал за саундтрек к фильму Надин Лабаки «Капернаум» (тоже был номинирован на «Оскара»).

Хамдан никогда не пела откровенно протестных песен. Свое диссидентство она выражала через более сложные образы – например, эклектичный Бейрут, где роскошь сочетается с беднотой, а история – с халтурным и бутафорским воспроизведением разрушенного. Задолго до того, как политологи ввели термин «арабская весна», Ясмин спела: «Арабская весна пришла». От слияния с пафосом города, возрождающегося на руинах, посмотрите клмп на песню Lost, где Хамдан в свадебном платье ходит по залитому солнцем Бейруту, почти целиком состоящему из выгоревших домов-коробок, Ясмин перешла к описанию другого чувства – разочарования.

В клипе на песню Balad («Родина») ее героиня, устав от социальной несправедливости и повсеместной лжи, вбегает в студию главного телеканала и садится на место ведущей. «Я – беженка, я – жертва похищения. Я та, на которую плевать властям. Я лишняя. Меня предали. Я задыхаюсь в слезах, но никто не обращает внимания. Не надо винить меня в том, что мне не на что купить хлеб», – поет она в прямом эфире, глядя прямо в камеру.

ХАМДАН – ГОЛОС АРАБСКОЙ МЕЛАНХОЛИИ: ИСКРЕННЕЙ ЛЮБВИ К СВОЕЙ СТРАНЕ, ЗАГЛУШЕННОЙ БОЛЬЮ ОТ ОЩУЩЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ОБМАНА. 

Она описывакт Бейрут как «город-призрак», где христиане, марониты и мусульмане изображают счастливое и бесконфликтное сосуществование. На самом деле все не так, говорит она. 



Альбом Al Jamilat («Красавицы»), который она выпустила в 2017 году, помимо высочайшего уровня продакшена любопытен еще и применением феминистской оптики. Заглавный трек Al Jamilat – стихотворение палестинского поэта-феминиста Махмуда Дарвиша (Mahmoud Darwish).

Судьба красавиц несчастливая.

Как у роз на поле, где произойдет битва.

Красавицы одиноки.

Как рабыни на побегушках у королевы.

Еще один совершенно выдающийся проект Ясмин Хамдан (совместно с французским музыкальным продюсером Mirwais (Мирвэ Ахмадзай), который курировал, например, альбом Мадонны American Life) – это пластинка Arabology. Обязательно послушайте его.

Какие клипы посмотреть:

Yasmine Hamdan – Nediya 

 

Yasmine Hamdan – Beirut  

 

Yasmine Hamdan: NPR Music Tiny Desk Concert

 

Yasmine Hamdan – Café 

 

Yasmine Hamdan - La Ba'den

47 soul

 

47 soul – палестино-иорданская группа, которая изобрела жанр shamstep. Shamstep – это слово, которое изобрели сами участники группы для описания жанра ближневосточной музыки, комбинирующего электронику и дабке (национальный танец стран Леванта, то есть Сирии, Палестины и Ливана). Все четыре участника на момент образования группы уже были самостоятельными артистами со своими проектами.

«Наша музыка – это поиск идентичности для нации, которая страдает от выученной беспомощности, которая несколько столетий находилась под колониальным игом», – говорит участник группы Валаа Сбэт (Valaa Sbet - перкуссия, вокал). Вокалист Тарек (Tarek) и гитарист Хамза Арнаут (Hamza Arnaut) познакомились, когда были соседями в Аммане. Их родители уехали из Палестины в 1948 году после так называемой Накбы (Катастрофы) – переселения палестинцев после Шестидневной войны. Валаа Сбэт родился и вырос в Хайфе, а Рамзи Сулейман (Z the People) – в Вашингтоне. Но всех их объединяет палестинская идентичность.

Долгое время 47 soul были «облачной» группой: музыканты сперва связались онлайн и отправляли друг другу аудиодорожки по электронной почте. В 2013 году они встретились в Иордании, чтобы порепетировать и отыграть свой первый концерт.

По-настоящему большой успех пришел к ним в Великобритании. В 2015 и 2016 годах 47 soul выступали на Glastonbury и только после этого добрались до Палестины (хотя одного из них все равно не пропустили на границе). 

47 SOUL – ГОЛОС АРАБСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ВСЕМУ МИРУ. В ИХ ВЫСОКООКТАНОВЫХ ТЕКСТАХ МОЖНО УСЛЫШАТЬ ЭХО ПАНАРАБСКОГО ДВИЖЕНИЯ 1950–1960-Х. 

«Арабы, вы разделены границами, но это не должно мешать вам услышать друг друга», – призывают они.

Среди российских поклонников группы – гуру Борис Гребенщиков. Благодаря ему они в 2019 году выступили на фестивале «Части Света» в Юсуповском саду.

С чего начать знакомство с группой: с альбома Balfron Promise.

 

Какие клипы посмотреть:

47SOUL – Gamar

 

47SOUL – Mo Light

 

47SOUL – Intro to Shamstep

 

47SOUL: NPR Music Tiny Desk Concert

 

 

Кого еще стоит послушать:

Acid Arab: два диджея из Парижа, которым снесло голову после поездки в Тунис. Миксуют все подряд – марокканское с джайпурским, но выходит отлично. Послушайте альбом Jdid 2019 года.

 

 

Omar Souleyman: сирийская суперзвезда. Сулейман, родившийся в 1966 году в деревне Телль Тамер на севере Сирии, начал карьеру, подрабатывая певцом на свадьбах. С 2011 года, когда началась гражданская война в Сирии, он живет в Турции. В 2019 году вышел альбом Shlon. Ну и еще, конечно, не пропустите его дуэт с Бьорк- Вjörk (Crystalline).

 

 

Maryam Saleh: египетская певица и сонграйтер, работающая в жанрах психоделический рок, эйсид-рок и трип-хоп. Послушайте ее прекрасный трек Nouh Al Hamam («Голубиная песнь»). Или как она исполняет кавер на песню Wahabt Omri Lel Amal Шейха Имама (известный египетский певец, композитор и виртуоз струнного инструмента уда; с ним тесно дружил отец Салех).

наверх