Чтобы музыкант мог быть назван великим, должны совпасть несколько критериев количества и качества:
- он не может быть молод: титул великого доказывается всей жизнью
- он должен быть предан музыке, а не карьере
- он должен иметь яркую человеческую и музыкантскую харизму, а это значит, что
- он должен играть так, как больше не играет никто
Вот три таких фигуры.
1. Martha Argerich - Марта Аргерих (Аргентина)
Это признанный лидер мирового пианизма. Впервые за последние 200 лет эту позицию занимает женщина.
Она кумир многих молодых пианистов. Потому что главная черта её личности и исполнительского стиля – свобода. В ней нет страха, но при этом идеальное чувство меры.
Маленькие сильные красивые руки, любая степень сложности музыки, никаких экзальтаций за роялем, седая грива некрашеных волос – она настоящая королева неформального пианизма. Недаром она училась у Фридриха Гульды.
Когда-то она была настоящей красавицей (в антигламурном значении этого слова).
Сейчас ей 77, но она по-прежнему… нет, не красива, а… придётся выразиться неакадемично – она очень, просто нереально крута!
Соната ре минор Доменико Скарлатти
Это бис. Посмотрите, как лихо Марта Аргерих швыряет скомканный платок под крышку рояля и потом продолжает в том же духе. Она такая .....
PS: В фамилии Марты ударение падает на первый слог, а вместо Аргерих правильнее говорить “Аргерич”, но все уже привыкли к конечному “Х”.
2. Григорий Соколов
Когда-то (в 1966 году) он прогремел на весь СССР как самый юный победитель конкурса имени Чайковского. Грише Соколову было тогда 16 лет, и он был любимым учеником Эмиля Гилельса.
1967 год
С тех пор утекло много воды, и Соколов вырос в совершенно эксклюзивного и даже загадочного пианиста, с уникальной техникой, уникальным взглядом на музыку, незыблемыми принципами, и существующего в своей личной пианистической башне из слоновой кости.
Соколов практически не играет с оркестрами (не любит дирижёров как таковых), не записывает диски в студиях, не даёт интервью, держит за семью печатями свою личную жизнь (хотя там ничего эпатирующего нет) – то есть он сделал себе имя исключительно на высочайшем качестве своего исполнения, никакого пиара. Его авторитет очень высок, многие считают его первым пианистом мира.
Соколов живёт в Италии, но раз в год обязательно даёт один концерт в родном Петербурге. И это всегда главный гвоздь концертного сезона.
Жан Филипп Рамо. Рондо “Дикари” из клавесинной сюиты соль минор.
Schubert Impromptu Nr. 2 Es-Dur
3. Михаил Плетнёв
Плетнёв, как и Григорий Соколов начал свою карьеру с победы на конкурсе Чайковского, но его путь в музыке не был прямолинейным. Он сделал себе имя и как отличный дирижёр, создавший прекрасный оркестр с нуля (Российский национальный – РНО). На это время он распрощался с роялем. Позже к невыразимой радости его фанатов он возобновил свою пианистическую карьеру и показал ещё более высокий класс исполнения.
Плетнёв не входит в обойму постоянно концертирующих пианистов мира. Это, видимо, его уже мало интересует, кроме того, его исполнительский статус не нуждается в подтверждении. Абсолютно всё, что он играет, становится совершенно исключительным и неповторимым фактом искусства. Никто лучше него не играет Чайковского, его исполнение Баха – запредельно по глубине. Он уже проник в такие параллельные музыкальные миры и такие тонкие сферы духовного, что это выглядит как сакральное знание.
Чего немного не хватает его рафинированному искусству, так это энергии жизни. Плетнёв напоминает отшельника, уставшего от мирских тщет. В его игре чувствуются “многия печали” от “многия знания”.
К сожалению, в интернете совершенно нет хороших видео с концертов Плетнёва. Надо слушать его диски.
Вот старая запись второй части фортепианного концерта Моцарта №23.
Strauss/Schulz-Evler - Blue Danube
Свежие комментарии