Арка, который не мужчина и не женщина, не диджей и не танцор, не композитор и не плагиатор, не создатель эксклюзива и не постмодернистский коллажист, не здоровый и не инвалид, показывает нам все наши скрытые и явные страсти и пристрастия, желания и потуги...
Алехандра Герси (Alejandra Ghersi; род. 14 октября 1989 года), известная под сценическим псевдонимом Арка (Arca), — венесуэльская певица, автор песен, музыкальный продюсер и диджей.
Арка родился в Каракасе , Венесуэла, как Алехандро Герси. Ее отец был инвестиционным банкиром, и семья Герси переехала в Дариен, штат Коннектикут , когда Герси было 3 года, а затем вернулась в Каракас, когда ей было 9 лет. Описывая ее воспитание в Венесуэле как «в пузыре», семья жила в закрытом поселке, где она получила частное образование и начала брать уроки игры на фортепиано. В подростковом возрасте 15 лет, она писала музыку под псевдонимом Nuuro и получила высокую популярность в своей стране, получив высокие отзывы от таких венесуэльских исполнителей, как Los Amigos Invisibles.
Тогда она часто пела на английском, чтобы использовать гендерно нейтральные обращения вроде «honey» (милая) или «dear» (дорогой). Ощущая свою феминность, Алехандра не могла до конца принять и тем более озвучить собственную ориентацию: Каракас был не самым безопасным местом для гея.
«Под конец я уже пела на испанском и сочиняла любовные песни, обращенные к женщинам, и это стало для меня тревожным сигналом. Поэтому я и „убила“ проект. Я почувствовала, что предала себя»,
— вспоминает она о Nuuro.
Все детство Алехандро провел за компьютером, скачивая взломанные версии музыкальных пакетов и собирая треки из, буквально, звуков интернета — и именно так выглядит биография любого актуального музыканта образца 2012 года.
В 17 лет переехала в Нью-Йорк и поступила в Школу искусств Тиша. В Нью-Йорке Арка окончательно сформировала стиль своей музыки.
«Arca на староиспанском означает „ящик“ или „деревянный“. Это церемониальный контейнер для хранения драгоценностей или просто ценных вещей, пустое пространство, которое может наполниться любой музыкой или смыслами.
Для меня было важно, что это слово называет не что-то существующее, а что-то такое, что я могу создать»— объясняет она в интервью i-D.
Арка все еще помнит, как разные телепрограммы постоянно прерывались многочасовыми прямыми эфирами Уго Чавеса. Люди высовывались из окон и возмущенно колотили в кастрюли, горшки — во все, что попадалось под руку. Эта какофония, по словам Герси, повлияла на ее восприятие музыки как средства выражения протеста, а сама история — на отношение к своему творчеству:
«Я не хочу никого заставлять слушать мои заявления. Я стараюсь скорее создавать некое пространство, чем замещать другое»
В феврале 2012 года Арка выпустила свой первый мини-альбом «Barón Libre». Позже, в этом же году, Арка выпустила ещё 2 мини-альбома: «Stretch 1» 19 апреля и «Stretch 2» 6 августа.
В 2013 году Арка стала продюсером и соавтором пяти песен с альбомаYeezus Канье Уэста (Kanye West). В этом же году Аркавыпустила микстейп (сборник песен записанных в определённом порядке, представляющий смесь (mix) музыкальных фрагментов, собранных в композицию) сингл - «&&&&&&» на SoundCloud, он длится 62 минуты и является первым официальным релизом артистки с 2017 года. «@@@@@» ― это совместный проект Arca с английским онлайн-радио NTS FM.
Арка описывает сингл как «передачу, транслируемую в этот мир из вымышленной спекулятивной вселенной, в которой аналоговый формат пиратского радио остается одним из немногих способов избежать слежки авторитарного режима».
В сентябре вышел мини-альбом «EP2» от FKA twigs, где Арка был/а указана продюсером и соавтором каждой песни.
Дебютный студийный альбом «Xen» был выпущен на лейбле Mute Records в ноябре 2014 года. Пластинку «Xen» музыкант посвятил одноимённому бесполому созданию (не то инопланетянину, не то человеку) — своему альтер эго, пластинка очень яркая с эмоциональной точки зрения.
“Xen” - очень личная и очень нишевая в коммерческом плане (впрочем, кто мог предугадать успех Oneohtrix Point Never) запись о комплексах и переживаниях. Даже бит в ней частенько нужен совсем не для того, чтобы создавать грув, а для того, чтобы его разрушать. Например, в "Fish" перегруженные барабаны колотят поперек всей логике, как навязчивый образ в тревожном сне. В качестве извинения, следом Arca дарит нам почти балладу под названием "Wound", а затем снова атакует больным параноидальным техно.
Срежиссировали клип сам Arca и Даниэль Занвальд (Daniel Sannwald), его парень.
Альбом оказался более чистым, смелым и жестким, чем ее первые работы. Среди интересных истоков пластинки — стиль Changa Tuki. Changa называется венесуэльский жанр музыки, а Tuki — это жители гетто в Каракасе, слушающие электронику. Стиль Changa Tuki дал название популярным венесуэльским вечеринкам и даже целой молодежной культуре начала 2000-х.
В 2015 года выходит альбом Бьорк (Bjork) Vulnicura, где Арка была указана как продюсер семи песен и как соавтор двух.. Накануне выпуска альбома Mutant журнал Anоther Man вышел с музыкантом Аркой на обложке (музыкант снялся в массивных серьгах и черной рубашке),.
Релиз Арки стал одним из самых впечатляющих в музыке за 2015 год. Критиков поразила новая остромодная абстрактная электроника 26-летнего Алехандро Герси.
Как перформер и музыкант Арка сотрудничает с брендами. На Лондонской неделе моды она участвовала в шоу Burberry, озвучивая его вместе с сестрами-пианистками Катей (Katia) и Мариэль Лабек (Mariel'sLabèque) В 2018 году она исполняла перформанс для Prada и SSENSE, а еще раньше создавала саундтреки для показов Hood by Air.
Сегодня об артисте все чаще говорят неотрывно от индустрии моды и его друга, дизайнера Hood by Air Шейна Оливера (Shane Oliver) в частности. Для показов Hood by Air Арка делает музыкальное оформление. Коллекция весна-лето 2017 и музыка Арки оставляют неоднозначное впечатление.
В разные годы она выступала на фестивалях Sonar, Primavera, Dekmantel, Tauron, Pitchfork и на Boiler Room, где тоже устраивала настоящие шоу.
Второй студийный альбом «Mutant» вышел 20 ноября 2015 года, он получился еще более абстрактным, эмоциональным, злым и контрастным.
Индустриальные мотивы (как, к примеру, у ранних Einsturzende Neubauten), грязь, похоть, сексуальная раскрепощенность и безумная искренность — те темы, к которым можно отнести музыкальные работы Арки. Другими словами, его эстетика — это как если Paris is Burning снимали бы в каком-нибудь андеграундном берлинском техно-клубе под звуки сталелитейного завода. Достаточно послушать саундтрек под названием Sheep к зимней коллекции HBA 2015 года.
Помимо сотрудничества с Шейном, Арка также принимал/а активное участие в записи альбомов Бьорк (Bjork - Vulnicura), Канье Уэста (Kanye West - Yeezus) и FKA Twigs (EP2), что само по себе говорит немало о его/её востребованности и музыкальных талантах. Но в отличие от них Алехандро старается держаться несколько поодаль от публики и нечасто дает концерты и интервью.
Третий студийный альбом, получивший название «Arca», вышел 7 апреля 2017 на лейбле XL Recordings. Arca, похожая на сборник меланхолических и футуристических песен, в которых звучание академических инструментов переплетается с электроникой.
Раньше голос артистки после всех трансформаций звучал неразборчиво, иногда превращаясь в нойз. Да и все предыдущие релизы — это скорее упражнения в звуковом дизайне. А вот в альбоме Arca есть едва ли не баллады, в том числе и две открывающие, где Герси поет на родном испанском. Голос впервые не просто не видоизменен — слышны даже дыхание и хрипы. Идею использовать вокал в привычном смысле Арке подала Бьорк.
«Я представляю себе очень красивую песню, исходящую из чего-то, что кровоточит и вот-вот умрет, поэтому такая песня приобретает особый вес»,
— рассказывала Арка, сравнивая альбом с лебединой песней.
В этой работе действительно еще больше боли и хрупкости, чем в предыдущих. Давний друг Арки Джесси Канда (Jessie Kanda Arches) снял три клипа: в Reverie артистка предстает в образе раненого матадора, в Anoche на ней и других героях видео порезы, а в Desafío ее, связанную, четверо мужчин тащат в лес. Но, судя по всему, эта история об умирании являлась предвестником перерождения.
В музыке Arca отрицание — не выражение протеста, а чисто дизайнерское решение, обусловленное тем, что слово «нет» — красивое слово. Так же и другие красивые слова — fuck, ass, pussy и им подобные — несут в его нарочито резких текстах не семантическую, а стилистическую нагрузку: если взялся читать хип-хоп, возьми соответствующий словарь. В данном случае — urban dictionary (городской словарь). Только это не признак искусственности, просто современная музыка (как и визуальное искусство, да и много чего еще) — господство контекста и свобода от подтекста
В 2018 году Арка переехала в Барселону и совершила окончательный каминг-аут (процесс открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинству) как небинарная персона (спектр гендерных идентичностей, комбинация мужского и женского гендера)
В том же последнем альбоме были строки «Take the skin of yesterday off me» (Сними с меня вчерашнюю шкуру)— это и произошло в реальной жизни. Она открыто рассказывает о своей идентичности в интервью и соцсетях транслирует это в поведении, в образах.
«Переход может повлиять на то, насколько безопасно теперь в определенных местах и в определенное время, он может превратить раздевалки в кошмар, из-за него незнакомцы могут высказывать, что они обо мне думают, даже если я просто вышла в магазин за продуктами. Вокруг диссонанс, но, по крайней мере, его уже нет внутри»,
— шоворит Арка в одном из последних интервью.
Герси предпочитает местоимения she (она) или it (оно), но не they (они), которое тоже часто используют в отношении небинарных персон. Даже со всей своей двойственностью и противоречивостью она ощущает себя целостной и всячески подчеркивает это. Объясняет, что не собиралась становиться ролевой моделью, а просто хотела выражать себя.
Еще о своем альтер эго Xen Арка говорила:
«Это не парень и не девушка, и ее существование — это что-то отталкивающее и привлекательное одновременно. Я представляю ее в центре внимания, в комнате, где полно людей и все уставились на нее широко открытыми глазами, разинув рты».
Она все еще помнит, как в юности ей приходилось скрывать то, кем она является, стараться выглядеть нормальной. Похоже, теперь она наверстывает упущенное. Кроме того, когда Герси больше продюсировала для других исполнителей, темы гендера, человечности и деструкции она исследовала скорее в звуке, а уже как сольная артистка может примерять на себя роли арт-провокатора и дивы, дразниться и уходить в гротеск.
В наше время образ постчеловека мал-помалу покидает чудовищное гетто «парижских недель моды» и выползает в музыкальный мейнстрим, соединяя музыкальный экстремизм с визуальным: Skinny Puppy, The Prodigy, Rammstein, Marilyn Manson, Die Antwoord, даже Little Big – все они ныне модные позёры, чья музыкальная сторона заметно уступает внешней вычурности. А вот Арка – иное: здесь мы слышим в первую очередь талантливого композитора-новатора, расширяющего границы восприятия популярной музыки
Герси называет свою музыку «спекуляцией», потому что с ее помощью она может строить любые гипотезы о том, каким мог бы быть мир. Ее голос кажется то мужским, то женским, то вообще не принадлежащим человеку — так воплощаются в звуке игры с реальностью, в которой для Арки не существует такого понятия, как нормальность.
В 2020 году вышел четвёртый альбом под названием «KiCk i», он более поп-ориентированным, но не менее безумный, чем предыдущие. Здесь Арка экспериментирует, например, с реггетоном. И впервые в записи участвовали приглашенные артисты: Бьорк, которая даже спела на испанском, Rosalía, SOPHIE и Shygirl. Последняя недавно выпустила совместный с Аркой сингл Unconditional и всю прибыль направила на поддержку движения Black Lives Matter.
KiCk i открывается дерзким треком Nonbinary, и клип на него — сумасшедшее видео, запечатлевшее трансформации артистки в барочных и футуристических образах. Над ним работал бельгийский художник Фредерик Хейман (Frederick Heyman)
Видео на вторую композицию, Time, погружает в сюрреалистический мир артистки, где она тусуется и целуется с демоном и показывает часть перформанса Mutant;Faith.
Уже накануне выхода релиза Арка выпустила трек Mequetrefe о самовыражении и смелости, которая для этого требуется, а также фит KLK с испанской певицей Rosalía
Пожалуй, одна из причин успеха Герси заключается в том, что небинарность, умение естественно сочетать противоречивые вещи она привносит и в свое творчество. Арка кромсает и перемалывает разные жанры, одновременно является андеграундной и мейнстримной артисткой, извлекает образы из прошлого и создает звучание будущего.
За последние несколько лет Arca успел заработать славу одного из главных продюсеров и авангардистов от поп-музыки
Сложно найти негативные отзывы об Арке, хотя ее эпатаж и не самая простая для слушания музыка могут даже раздражать. Но те, кому это не по вкусу, пройдут мимо, а тех, кого она зацепит, уже не отпустит.
«Я люблю противоречия и исключения. Я не люблю правила и догмы»,
— говорит Арка.
И в мире, где все меняется настолько быстро, это подкупает.
Свежие комментарии