1970 - е
The Police
С супергруппами — то есть ансамблями, участники которых многое из себя представляют и по отдельности, — часто происходит досадная история: сумма музыкантских талантов в них странным образом оказывается меньше каждого из слагаемых. The Police, легендарное трио эпохи «новой волны» , — счастливое исключение из этого правила: сочетание гитариста-экспериментатора Энди Саммерса, заслуженного рок-барабанщика Стюарта Коупленда и неопытного, но невероятно одаренного бас-гитариста и сочинителя песен, известного под псевдонимом Стинг, произвело на свет ту самую музыкальную химию, которой часто не хватает другим похожим проектам. Главная особенность The Police — помимо хороших песен, которые Стинг всегда сочинял в достатке, — это умение органично комбинировать совершенно разные музыкальные жанры и источники вдохновения: постпанк и регги, экспериментальный рок и сентиментальные радиоформатные баллады, синтипоп и world music . Некоторые эти сочетания с ходу трудно даже вообразить, но The Police подают их так, как будто это самая очевидная и естественная вещь на свете. Группа выпустила всего пять альбомов — гениальные озарения можно обнаружить на каждом.
Donna Summer - Донна Саммер
Королева диско, возглавившая сексуальную революцию во второй половине 1970-х и записавшая в компании гениального итальянского продюсера Джорджо Мородера полтора десятка основополагающих танцевальных треков своей эпохи. Плотный, тугой бит в размере четыре четверти, роскошные струнные аранжировки, чувственный вокал — все приметы классического диско здесь присутствовали неизменно; композиции к тому же нередко растягивались во времени до 10, 15 или 20 минут и таким образом переставали быть, собственно, предназначенными для слушания песнями, превращаясь вместо этого в идеальный саундтрек для клубной дискотеки. Жанр диско довольно стремительно вышел из моды, более того, вызвал совершенно неслыханную в истории музыки в цивилизованных обществах реакцию — в США состоялась «ночь уничтожения диско», когда пластинки торжественно предавались огню в перерыве бейсбольного матча. Впрочем, на популярности Донны Саммер все это практически не сказалось, тем более что и она, и Джорджо Мородер были вполне готовы исследовать и иные формы танцевальной музыки. Так, трек «I Feel Love» с полностью синтезаторной аранжировкой очевидно предвосхищает евродэнс 1980-х.
Chic
Одна из главных групп эпохи диско, авторы нескольких ключевых синглов своего времени, но главное — проект, задавший своего рода шаблон звучания идеальной диско-композиции: прежде всего это относится к качающему, пульсирующему басу Бернарда Эдвардса и отрывистой ритм-гитаре Найла Роджерса. И то и другое копировали — иногда нота в ноту — многочисленные последователи Chic, а Эдвардс и особенно Роджерс после распада ансамбля стали востребованными продюсерами: второго, например, — как специалиста по броскому, безотказно работающему танцевальному звуку — привлекали к записи своих композиций артисты в диапазоне от Дэвида Боуи до Мадонны и Daft Punk.
Madness
К концу 1970-х веселая и находчивая ямайская музыка (ска и регги) доплыла через Атлантический океан до Великобритании, где вступила в причудливую связь с панк-роком. Отдельные примеры этой связи можно услышать, например, в творчестве The Clash, но главными апологетами нового звучания стали Madness: панк-группа и духовой оркестр в одном флаконе. Из панк-рока Madness позаимствовали сногсшибательную энергию и драйв (оставив за бортом весь поставлявшийся в комплекте с этим драйвом «негатив» — в том числе такие классические панк-эмоции, как злость и разочарование), из ска — ритмические рисунки с акцентом на слабую долю, аранжировки с обилием духовых инструментов и общее ощущение беззаботного солнечного карнавала. К получившемуся гибриду музыканты добавили чисто британские нотки сентиментальной ностальгии (почти как у The Kinks) и безупречное чувство стиля: строгие костюмы и солнечные очки. Первоначального запаса энергии ансамблю хватило примерно на пять лет — во второй половине 1980-х Madness слегка растеряли собственно «мэднесс», то веселое безумие, которое отличало их классические пластинки. Однако в конце 2000-х группа пережила своего рода второе рождение и с тех пор беспроигрышно хороша что в записи, что на концертах.
The Jam
Чисто английская группа номер два (после The Kinks), The Jam под управлением фронтмена-харизматика Пола Уэллера перекидывают мостик от бритпопа 1960-х (The Kinks, The Who, Small Faces и др.) к бритпопу 1990-х (Oasis, Blur, Pulp и др.). Их записи — это фактически апдейт поп-музыки «свингующего Лондона» предшествующего десятилетия для эпохи панк-рока: та же поэтизация бытовой, повседневной жизни, та же мелодическая прилипчивость, то же сочетание метких социальных комментариев с общей отстраненно-иронической интонацией, только все это несколько громче, жестче и прямолинейнее — The Jam, в конце концов, полагались на надежный формат гитара — бас — ударные почти без инструментальных «выходов из плоскости», которые сплошь и рядом практиковали их предшественники из 60-х. Под занавес существования ансамбля Уэллер вдобавок к бритпопу всерьез увлекся соулом и R’n’B — впрочем, эту линию он более последовательно разовьет уже в следующем своем проекте под названием The Style Council.
Свежие комментарии