Продолжение ,конец 90-тых и по настоящее время :
1995
Меж тем брит-поп цветет: вторая пластинка меланхоличного невротика Тома Йорка и его группы Radiohead 'The Bends' открывает им дорогу на хит-вершины. До этого они были известны одной-единственной песней «Creep» — британским ответом на сиэтлское самоуничижение.
На что Бек, в свою очередь, ответил американским «Loser'ом» — никогда еще в рок-музыке презрение к себе не расходилось такими тиражами.
1996
Постгранжевая эпоха в роке — время тотального микса всего и вся в гигантском котле стилей. Настоящим манифестом музыки 90-х стал саундтрек к английскому фильму «Трейнспоттинг»: феерическая смесь Игги Попа, эсид-рока Primal Scream и отборного техно рисовала картину концентрированной музыкально-кислотной эйфории. В Америке доминирующим стилем становится альт-метал, даже Metallica записывает провальный альт-метал дуплет 'Load'/'Reload'.

Что должен чувствовать фанат рока, когда его честь и совесть называет новый альбом 'Рор' и заполняет его Prodigy-образным техно-роком? Правильно, недоумение и тревогу. Однако именно так поступили U2, тем самым во всеуслышанье объявив, что границы между рок- и поп-музыкой окончательно стерты. Правда, тут же объявились очередные спасители рока — тевтонские огненные рыцари Rammstein.

«Rock is Dead!» — проорал в одноименной песне Мэрилин Мэнсон, наследник Боуи и Элиса Купера, один из самых последовательных рокеров 90-х. Назвав себя Антихристом-суперзвездой, Мэнсон жирно намекнул, что спасение рока уже невозможно.
Ибо что сейчас рок?
1999
В каком виде пришел рок к новому тысячелетию, что осталось от его первоначальной магической формулы, изменившей массовую культуру 45 лет назад? Ответ на этот вопрос можно каждый день лицезреть на MTV и других музыкальных каналах. Ясно одно: роком теперь называют все, кроме того, что никак не может им являться по определению.

2000
Вот только что не может быть роком по определению? Что играет, например, Кид Рок — чувак в ковбойской шляпе, с интонациями деревенского увальня, распевающий ритмичные речевки на фоне хард-роковой гитары и диджейских вертушек? Или рэпер и классик трип-хопа Трики, записавший альбом американской альтернативы 'Blowback'? Или тин-идол Бритни с хитом «I Love Rock’N’Roll»?

2001
К какому стилю отнести Gorillaz — мультяшно-виртуальный проект сан-францисского хип-хоп-продюсера Дэна Автоматора, Деймона Албарна из Blur и его друга художника Джейми Хаулетта, вновь перевернувших представления о границах мутаций в современном роке? Что это, хип-рок? Фрик-хоп? Этно-фанки-брейк-битс? Главная заповедь рока 2000-х: теперь все можно мешать со всем.
2002
Правда, эту рок-н-ролльную утопию вскоре ждало в некотором роде фиаско — коллапс сайта Napster, проложившего путь к безудержному обмену музыкальными файлами и идеями. Стараниями Ларса Ульриха и Доктора Дре его прикрыли, затем слили с сервисом Rhapsody, и теперь Napster — очередное корпоративное орудие по выбиванию доллара из меломана.

2003
И тем не менее рок-н-ролл окончательно вступил в царство тотальной эклектики и вседозволенности. Чего стоят mash-ups, царящие на MTV: легальные соединения в один трек произведений непохожих артистов. Среди самых известных mash-ups: «Ray of Light» Мадонны и «God Save the Queen» Sex Pistols или Снуп Догг, рэпующий под «А Love Supreme» Колтрейна. Лос-анджелесский продюсер Брайен Бертон даже смешал битловский 'Белый альбом' и 'Black Album' рэпера Jay-Z, назвав свое детище догадайся как? Точно, 'The Grey Album'.
Тем временем гаражный рок лютует от ненависти к ширпотребу и порождает главный рок-хит нового века — «Seven Nation Army» от The White Stripes.
2004
На слушателя валятся два взаимоисключающих тренда — окончательная победа плееров iPod над всеми портативными аудиосистемами с одной стороны, и возвращение винила с другой. Любители доброго и вечного начинают скупать пластинки в магазинах секонд-хэнда, и глядя на это большие корпорации уже подумывают, не восстановить ли из руин пару виниловых заводиков. Тем временем канадцы Arcade Fire выпускают дебютный альбом, и становятся одним из тех мимолетных модных коллективов, которые в итоги оказались не мимолетными. В Европе Franz Ferdinand тоже записывают свою первую пластинку, и даже непонятно, где сингл «Take Me Out» любят больше — на танцполах или в рок-барах.
2005
Айподы молодежи переполнены самыми модными жанрами — пост-рок и так называемая новая волна новой волны. Первых олицетворяют Sigur Rós, вторых — американцы The National.
2006
Arctic Monkeys выпустили самый продаваемый дебютный альбом в истории Великобритании. Учитывая, что это настоящая гитарная музыка без жалких компромиссов, следует признать, что по состоянию на 2006 год рок был снова жив.
2007
Меломаны всего мира на глазах теряют доверие к музыкальным журналам, и фокусируют свое внимание на интернет-ресурсах, где можно и самому рецензию написать, и песни послушать, и за пластинку проголосовать, и полюбопытствовать, что слушают люди с твоими вкусами. Методика музыкального потребления меняется радикальным образом, рекорд-лейблы, журналы и магазины не знают, что с этим делать и начинают потихоньку разоряться. Эти футуристичные тренды странным образом сочетаются с ностальгией — Led Zeppelin по многочисленным просьбам трудящихся дают первый концерт после паузы в 25 лет.
2008
Выходит очередной выпуск невероятно востребованной игры GuitarHero, и он впервые посвящен отдельной группе — Aerosmith. Пластиковый манипулятор для приставки имитирует гитару Gibson Les Paul, как у гитариста Джо Пэрри. Пока и старики, и дети играют в игры, самая пафосная рок-группа двухтысячных Coldplay собирает пачками призы за альбом 'Viva la Vida or Death and All His Friends'.

2009
Впервые полностью переиздан весь каталог The Beatles с совершенно новым цифровым мастерингом. Разница в качестве столь впечатляющая, что даже ностальгирующие ортодоксы капитулируют, и снова оплачивают покупку сто раз уже ими купленных пластинок. Звукозаписывающая индустрия испытывает забытое было ощущение стабильности и веры в светлое будущее. Но надолго ли?

Начало 10-х ознаменовалось двумя тенденциями: во-первых, жанровое «смягчение» хард-рока и хэви-метала в пользу рафинированного инди-рока; во-вторых, финансовое «смягчение» рока в пользу попа. Первая тенденция объясняется сразу несколькими причинами, в том числе набирающей популярность хипстер-культурой, а также ростом благосостояния общества в целом — у молодежи становится все меньше поводов для протеста и хулиганского разгула эмоций, ключевых элементов качественного рок-бунтарства. Как грибы после дождя появляются хлипкого вида ухоженные юнцы в модных костюмах, и даже от брутальных с виду блюз-рокеров The Black Keys все равно потягивает глянцем.
2011
Вторая тенденция объясняется проще: штамповать среднестатистические поп-хиты быстрее, легче и, главное, коммерчески выгоднее. Нести великое знамя рока уже в какой раз за его историю становится все тяжелее: распадаются The White Stripes, R.E.M. и дэнс-панк коллектив LCD Soundsystem во главе с Джеймсом Мерфи. Зато армяно-американцы System of a Down, молчавшие к тому моменту пять лет, возобновили концертную деятельность мощным реюнион-туром, длящемся до сих пор.

2012
Официальной песней лондонской Олимпиады становится «Survival» — сингл с последнего альбома британцев Muse, чрезвычайно густо замешанного на популярном электронном жанре дапстеп. В один и тот же день выходят крепкие альбомы гранж-легенд Soundgarden и альт-металистов Deftones, а ведомые экс-ударником Nirvana Дейвом Гроулом титаны коммерческого пост-гранжа Foo Fighters уносят домой сразу пять Грэмми за седьмой по счету студийник 'Wasting Light'. Это доказывает, что крепкому мужскому року все еще есть место в современной музиндустрии.
2013
Самым популярным жанром на мэйнстримовой 55-ой церемонии Грэмми становится инди-рок: альбом года забирают лондонские фолк-фермеры Mumford & Sons с банджо и гармошками наперевес, а песню года — инди-поп мальчуганы fun. Титаны жанра продолжают делать праведное дело: выходят очередные альбомы Megadeth, Pearl Jam и Дэвида Боуи.
Между тем главный рэпер нового десятилетия Канье Уэст заявляет во всеуслышание (есть подозрения, что небезосновательно): «рэп — это новый рок-н-ролл. Мы — новые рок-звезды, а я — самая большая рок-звезда на планете.» Из подобного заявления можно сделать два вывода: во-первых, конечно, об уровне самооценки товарища, а, во-вторых, о совсем уже почти стершихся границах между жанрами.

2014
Завершающий год нашей эпопеи. В Зал славы рока пускают Nirvana в по понятным причинам неполном составе и Kiss — группы, которые в начале карьеры и мечтать-то о таком не собирались. Лучшим метал-синглом года признают «God is Dead?» бессмертных Black Sabbath, при этом лучшим рок-альбомом становится концертник Led Zeppelin 'Celebration Day'— то есть мир цифровой музыки, стриминговых сервисов и зловещих шоу талантов вроде «Голоса» по-прежнему помнит и уважает ветеранов рока. Но будут ли их помнить спустя пару поколений? И будут ли у этих поколений свои рок-ветераны? Однозначно ответить мы затрудняемся. Зато с уверенностью заявляем: музыка продолжается, а с ней продолжается и рок, потому что это не просто жанр — это состояние души.
Свежие комментарии