ПРОДОЛЖЕНИЕ , начало ЗДЕСЬ
Бетховен – Концерт для фортепиано с оркестром №4
Премьера великолепного четвертого фортепианного концерта Бетховена состоялась на историческом концерте 22 декабря 1808 года в рамках обширной программы, включавшей также его Пятую и шестую симфонии, а также Хоровую фантазию. Рецензия того времени назвала произведение “уникальным, артистичным и сложным”, и помимо того, что этот концерт был совершенно великолепен, он был также революционным в том смысле, что солист открывает все исполнение.
Найджел Хесс – Концерт для фортепиано с оркестром
Британский композитор Найджел Хесс наиболее известен своей музыкой к фильмам, в частности партитурой к “Дамам в лиловом”. Затем, в начале 2000-х, Его величество король Чарльз, в то время принц Уэльский, поручил Гессу написать фортепианный концерт в память о покойной королеве-матери после ее смерти в 2001 году. Каждое действо отдает дань уважения одному из ее замечательных качеств: “Улыбке”, “Любви” и “Долгу”. Премьера концерта Гесса для фортепиано с оркестром состоялась в 2007 году
Бетховен – концерт для фортепиано с оркестром №3
Третий, находящийся в самом центре серии фортепианных концертов Бетховена, является своего рода мостом между классическим стилем двух предыдущих и виртуозным романтизмом двух последних. Здесь чувствуется влияние Моцарта, но также много знаменитого сольного фортепианного материала Бетховена, особенно в конце первой части. Первое исполнение состоялось 5 апреля 1803 года.
Моцарт – Концерт для фортепиано с оркестром №20
Моцарт написал свой первый полный фортепианный концерт в 1773 году, в возрасте 17 лет. За оставшиеся 18 лет своей жизни ему предстояло написать еще 22 – в среднем около 1,2 фортепианных концерта в год. То есть в дополнение к 800 другим его композициям.
Хотя Бетховен написал всего пять фортепианных концертов, было бы справедливо сказать, что моцартовские, как правило, были меньше и изящнее. На самом деле, Моцарт сказал о трех из них: “Чтобы заслужить аплодисменты, нужно написать настолько бессмысленную вещь, чтобы кучер мог ее спеть”. Его 20-й концерт, отнюдь не бессмысленный, является одним из самых прекрасных произведений композитора. Впервые был исполнен в казино Мельгрубе.
И.С. Бах – Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)
Клавирные концерты Баха являются одними из первых в истории, и они были написаны не для фортепиано, а для клавесина. На самом деле, этот концерт, сочиненный около 1738 года, вероятно, первоначально был написан для скрипки до того, как Бах решил аранжировать его для клавесина, возможно, в качестве учебного произведения для своих собственных сыновей.
Каков результат? Изысканный образец ансамблевого музицирования в стиле барокко. Убедитесь сами:
Флоренс Прайс – Концерт для фортепиано в одной части
В 1934 году Флоренс Прайс представила премьеру своего собственного фортепианного концерта с изюминкой: он состоял всего из одной части. В нем есть три отдельных раздела, хотя они и проигрываются насквозь, без перерыва. И вот Прайс подарила нам 18 минут необычайной музыкальности, полных сочных оркестровок и потрясающей фортепианной мелодии.
К сожалению, фортепианный концерт Прайса был утрачен на большую часть столетия, исчезнув из публичных записей после его премьеры, пока он не был возрожден в 2012 году композитором Тревором Уэстоном. А в 2023 году произведение вошло в альбом, получивший премию “Грэмми” за лучшее оркестровое исполнение. Он был записан Нью-Йоркским молодежным симфоническим оркестром и пианисткой Мишель Канн.
Роберт Шуман – Концерт для фортепиано с оркестром
Единственный фортепианный концерт Роберта Шумана готовился долго, и именно благодаря его жене и коллеге-композитору Кларе мы все еще можем услышать его сегодня. В 1837 году Шуман сел писать то, что, по его словам, должно было стать “компромиссом между симфонией, концертом и огромной сонатой”, но, несмотря на его большие амбиции и наилучшие намерения, прошло еще восемь лет, прежде чем пьеса была готова к премьере. Клара Шуман впервые исполнила концерт 1 января 1846 года и была гордой приверженкой этого произведения на протяжении всего периода ухудшения психического здоровья ее мужа и безвременной кончины в 1856 году.
Падеревский – Концерт для фортепиано с оркестром
Игнаций Ян Падеревский – увлекательная фигура в истории XX-го века. Родившийся в Польше, он начал жизнь как пианист и композитор, был назначен премьер-министром Польши в 1919 году, подписал Версальский мирный договор, снял политическую шляпу, чтобы вернуться к музыке в 1922 году, прежде чем в 1940 году стать главой Национального совета Польши. Однако еще до того, как началась его политическая жизнь, Падеревский в свои 20 лет нашел время написать захватывающий фортепианный концерт.
По завершении Падеревский отнес концерт своему другу Камилю Сен-Сансу, который развеял его сомнения и сказал ему: “Менять нечего… Это доставит удовольствие людям. Все уже готово. Вам не нужно этого бояться, уверяю вас”.
Равель – Фортепианный концерт No. 1, соль мажор
Французский композитор Морис Равель утверждал, что он придумал тему для этого очаровательного фортепианного концерта в поезде между Оксфордом и Лондоном. На самом деле он стремился к беззаботному произведению “в духе Моцарта и Сен-Санса”. Но, как оказалось, он мучился над этой работой, когда писал, особенно над одной мелодией в медленной части. “Эта плавная фраза!” – сказал он. “Как я работал над ней такт за тактом! Это чуть не убило меня!”
Барток – Концерт для фортепиано с оркестром №2
Известный пианист Андраш Шифф сказал об этом произведении: “Это произведение ломает пальцы. Это, вероятно, самая трудная пьеса, которую я когда-либо играл, и обычно моя клавиатура при исполнении покрыта кровью”. Венгерский композитор Бела Барток написал концерт в 1930 году – и сложность не только в сольной партии. Например, Нью-Йоркскому филармоническому оркестру пришлось отложить премьеру, поскольку они не смогли вовремя освоить музыку.
Вот пианистка Юджа Ван, благодаря которой это произведение смотрится невероятно просто:
Свежие комментарии