После того, как Рахманинов и Вилла-Лобос написали свои известные вокализы, эта идея быстро переформатировалась и разошлась по огромным просторам популярной музыки.
"Вокализ" Сергея Рахманинова посвящён Антонине Неждановой- страстной поклоннице таланта Рахманинова, исполнительнице его романсов. В "Вокализе" характерный рахманиновский сплин и великолепной красоты мелодия. Она написана в баховской манере, но при этом абсолютно русская.
Рахманинов предназначал этот "Вокализ" для сопрано или тенора. Его пели когда-то и Козловский, и Гедда. Но лучше он звучит всё же в женском варианте.
Американское сопрано Анна Моффо.
Вилла-Лобос - это бразильский классик и вообще самый крупный композитор Южной Америки 20 века. Его "Бразильские бахианы" - попытка соединения бразильской национальной музыки и баховского стиля. Каждая из его девяти "бахиан" включает в себя от двух до четырёх частей. Тут есть токкаты, прелюдии, фантазии и фуги, которые звучат вполне в бразильском духе и перемежаются с национальными жанрами.
Самая знаменитая - Пятая - написана для сопрано и восьми виолончелей. Собственно, знаменита не вся эта Пятая "бахиана", а её первая часть (всего их две), которая называется "Ария".
Элина Гаранча.
В середине Арии есть небольшой речитатив со словами. Там говорится о луне, смотрящейся в зеркало морской глади, и о прозрачном облачке, медленно плывущем по ночному небу.
1. “Концерт для голоса” Кристиана Сен-Прё
Этот мелодичный Концерт был написан в 1969 году и моментально сделал его автора – 20-летнего французского композитора Кристиана Сен-Прё знаменитым.
“Концерт” в данном случае условное понятие, это просто небольшая композиция, первоначально написанная для солирующей трубы и струнного оркестра.
Случайным образом в этот замысел вмешалась французская певица Даниэль Ликари (“голос” Катрин Денёв в “Шербурских зонтиках”). В результате Сен-Прё переписал главную тему для женского вокала соло.
Ликари стала первой исполнительницей этого Концерта и продолжила тему вокализов в своём репертуаре, а сам Концерт породил бесконечное множество подражаний.
2. The Great Gig in the Sky (“Великое шоу в небесах”) Ричарда Райта
Это не поп, это рок, и это Пинк Флойд, и тема этой композиции – смерть, поэтому и вокализ здесь совершенно особый. Он был исполнен британской певицей Клэр Торри для записи альбома “На тёмной стороне Луны”.
С Клэр Торри расплатились как с обычной “вокалисткой на час” (£30). Почему-то только выйдя на пенсию (спустя 30 лет), она надумала подать в суд на Пинк Флойд с требованием признать её соавтором песни, поскольку вокализ был ею полностью сымпровизирован. В итоге она добилась выплаты половины авторских отчислений. И это справедливо, стоит послушать, как она вписалась.
3. «Я очень рад” Аркадия Островского
Название этого вокализа – всё, что осталось от первоначального текста, который по идеологическим причинам пришлось убрать. Но и без слов эта песенка не перестала быть чистым образцом приподнятого настроения.
В отличие от академических вокализов, которые поются исключительно на “а”, в эстрадных используется целый словарь причудливых лексических единиц. Самая богатая коллекция – в этом советском хите, известном в исполнении Эдуарда Хиля.
Айяйя, огого, еее, нанана, лололо, лалала, иии, паппарарабура, траляля и охохохохо. Попробуйте запомнить!
Хорошо, что в жанре вокализа это не обязательно. Когда эту песенку пели Валерий Ободзинский и Муслим Магомаев, они использовали свой “текст”.
Этот задорный вокализ уже в 21 веке завоевал интернет, и Эдуард Хиль прославился на Западе как “мистер Трололо”. Курьёз в том, что как раз “трололо” он не произносит ни разу.
4. Вокализ из фильма “Предчувствие любви” Микаэла Таривердиева
Главные советские мелодисты Арно Бабаджанян, Раймонд Паулс и Микаэл Таривердиев тоже писали вокализы. Как правило, это мелодии в печально-романтическом ключе. В 70-80 годы они часто использовались в киномузыке.
Вот, к примеру, вокализ Микаэла Таривердиева из саундтрека к фильму “Предчувствие любви”.
Свежие комментарии